Н.С. Юханов к.п.н., кафедра сравнительной политологии РУДН
Источник:http://aturnick.livejournal.com/154428.html
Важную роль в отношениях между государством и гражданским обществом играет публичная сфера, которую Ю.Хабермас понимал как структуру коммуникаций, укоренных в «мире жизни» путем сети различного рода объединений гражданского общества[2]. Научно-техническая революция во второй половине XX привела к созданию высоких информационных технологий, которые уже к началу XI века показали ограниченный потенциал вертикальных моделей управления и традиционных способов манипуляции обществом.
Развитие интернет-технологий привели к формированию общества свободного распространения информации, которое стремится все больше к прямой демократии. В современном мире интернет, как часть публичной сферы, существенно влияет на формирование социального пространства, выстраивая коммуникативное поле взаимодействия граждан в рамках межличностной, внутригрупповой, групповой и массовой коммуникации. Глобальная информационная сеть открывает широкие возможности для диалога власти и общества в сети с целью содействия привлечения граждан к процессу принятия решений, их участии в управлении и развитии процесса демократизации.
Политическая борьба социальных движений, переносимая в сетевое пространство, превращает интернет в новое организованное по горизонтали пространство властвования. Перспектива дальнейшего развития институтов гражданского общества лежит за пределами сформированных в индустриальную эпоху институтов и заключается в возможности построения диалога с новыми сетевыми автономными социальными акторами.
В этой связи российский социолог Игорь Эйдман прав, когда утверждает, что «существующие коммуникативные площадки в интернете (сайты, форумы, живые журналы, социальные сети) дают возможность обществу для популяризации альтернативных идей, способствуют появлению новых популярных общественных лидеров»[3].
Политические и гражданские сети возникают на основе горизонтальных неиерархических связей. Специфика развития сетевых общественных движений, особенность интернетизации социальных движений и общественных организаций заставляет по-новому взглянуть на формирующийся в третьем секторе сетевой тип лидерства, предполагающий конвергенцию двух составляющих: «общественника-коммуникатора» и «общественника-популиста». Использование социальными движениями и организациями такой технологии воздействия и мотивации гражданина делает его не столько пассивным наблюдателем, сколько активным участником – сетевым политическим игроком.
Социальные движения используют такие преимущества интернета как: быстрота коммуникаций, относительно точное измерение эффективности обратной связи, мобилизация целевых аудиторий и профессиональных сред, применение мультимидийных технологий. Уже сегодня идет процесс становления «электронной демократии», которая с точки зрения развития институтов гражданского общества включает в себя: «онлайновую правозащитную деятельность», сбор подписей и электронное голосование, проведение различных сетевых флэш-мобов - заранее спланированных и организованных в сети массовых акций[4]. Таким образом, интернет-сообщество начинает влиять на политический процесс не только через формальные политические институты, но и посредством протестных акций, мобилизации «умной толпы» через интернет[5]. Уже сегодня новые «сетевые медиа» вытесняют традиционные инструменты влияния и воздействия на общественное сознание.
Стоит отметить, что под влиянием процесса интернетизации власти и общества стали появляться и новые медиаторы, отражающие процесс коммуникации. В западной политологии сетевые средства массовой коммуникации получили название «new media», представляющие собой интегрированные интерактивно-коммуникативные медийные поля. По данным аналитической компании IDC, до 70% мультимедийной информации создается отдельными пользователями интернета, число которых уже в 2008 г. составило более 1 млрд. человек. В настоящий момент развитие политической коммуникации в сети приводит к появлению на социальной инженерии специалистов нового типа - происходит интернетизация и трансформация самого социального и политического действия. Таким образом, мы имеем дело с новым «активистским» типом сетевой политической культуры участия[6].
К примеру, социальная сеть Твиттер, интегрирующая мобильную и сетевую связи, зарекомендовала себя как дешевый, быстрый и удобный способ политической мобилизации. По данным аналитического агентства Tellabs, 71% пользователей в США полагают, что в ближайшие годы они будут использовать мобильный интернет ежедневно. В Европе, по данным Nielsen, доля столь же позитивно настроенных граждан составляет от 39% в Испании до 52% в Великобритании[7].
Стоит отметить, что в Германии, по данным Института изучения общественного мнения Forsa, «44% немцев считают, что современным социальным движениям и организациями невозможно обойтись без использования ресурсов интернета: отправить электронное письмо, связаться с помощью интернета с органами власти или заполнить соответствующий формуляр в режиме онлайн предпочитают 43% всех опрошенных респондентов, среди молодых людей таких нашлось аж 63%»[8]
Российские пользователи, по данным ВЦИОМ, чаще всего общаются в интернете посредством электронной почты и социальных сетей (79% и 76%). В России аналитики компании «MForum Analytics» подсчитали, что к 2010 году интернетом в России ежедневно будут пользоваться 21 млн. человек, а 16 миллионов – время от времени.
В последнее время в российском обществе начинает расширяться слой политически активных граждан, представителей среднего класса, которые защищают свои права в тех сферах, которые касаются улучшения качества жизни. Адаптированный к рыночным реформам субъект перестал думать о выживании, уровень его благосостояния за последние несколько лет вырос. Примечательно, что активные граждане не находят себе место в сложившихся в России политических отношениях.
Анализ информационного поля региональных СМИ за 2006-2009 гг. показал, что в России стали стихийно возникать новые активные группы граждан – объединение происходит в интернете вокруг конкретной локальной проблемы, вокруг специфических интересов, которые граждане вынуждены защищать. В этой связи сетевые проекты активных граждан способны очень эффективно воздействовать на административные органы и принятие решений. К примеру, появившееся в сети на автомобильных форумах движение «Свобода выбора» было создано в мае 2005 года инициативной группой автомобилистов после акции протеста против запрета автомобилей с правым рулем. Организовываясь вокруг проблемы запрета ввоза в Россию автомобилей с правым рулем, сетевая структура движения охватила всю страну и за небольшой промежуток времени научилась отстаивать свои права. Наиболее крупные ячейки появились в более чем 7 регионах.
Также точно стали появляться по всей стране и различные организации жильцов и обманутых соинвесторов жилья, которые стали выступать против градостроительной политики, монополии государства в сфере ЖКХ, уплотнительной застройки. Некоторые из этих организаций способны эффективно и бескомпромиссно вступать в борьбу с государством за свои права. К примеру, движение «Мое жилье», выступающее против реформы ЖКХ, действует в нескольких регионах. Представители движения проводят акции протеста во всей стране и принимают участие в депутатских слушаниях в региональных парламентах.
Обращают на себя внимание и новые экологические движения. Все они появляются на местах в среде активных пользователей сети интернет и фокусируются на одной локальной проблеме, а потом, добившись результатов, начинают быстро расти. К примеру, движение Байкальская экологическая волна появилось в 2006 году в связи с протестом жителей озера Байкал против прокладки нефтепровода кампанией «Транснефть». Акции носили такой массовый характер, что в нее стали постепенно включаться политики регионального и федерального уровней, также произошло объединение кампаний в защиту Байкала и в защиту Утришского заповедника.
Еще один пример появления сетевых инициативных групп - объединение обманутых покупателей иностранных автомобилей, что стало следствием увеличения в 2009 г. числа «проблемных» дилеров в регионах, клиенты которых не могут получить оплаченные автомобили или паспорта техсредств (Москва, Уфа, Санкт-Петербург). В последние месяцы идет активизация в сети неформальных объединений и социальных инициатив обманутых покупателей автомобилей, не получивших приобретенные ТС. В перспективе данные объединения граждан могут перейти к активным коллективным действиям в защиту своих прав, копируя аналогичные модели поведения организаций обманутых вкладчиков, соинвесторов жилья и т.д.
Стоит отметить, что новые движения, появляясь в конкретном регионе, за короткое время приобретают транс-региональный размах. Почти все новые социальные движения вырастали из совместных коллективных действий (правильно я понимаю, имеется в виду, что они вырастали из реального коллективного участия в акциях, а затем продолжали развиваться как сетевые?). Данные движения, объединенные по сетевому признаку вокруг конкретных проблем граждан, пользуются большим пониманием и поддержкой у населения, чем традиционные общественные организации, потому что новым социальным движениям свойственно умение эффективно выстраивать коммуникацию на локальном уровне, действуя в интересах граждан. При этом данные структуры не обладают громоздкой бюрократической структурой и умеют оперативно реагировать на новые вызовы.
Интернет также способствует фасилитации коммуникации новых альтернативных профсоюзов, подавляющее большинство которых начинает все активней использовать сеть для внутренней организации и привлечения внимания традиционных СМИ. В этой связи данная деятельность по выстраивания коммуникации ведется сетью левацких организаций. Анализ забастовочного движения на заводе "Форд" во Всеволожске (Ленинградская область), на "АвтоВАЗе" в Тольятти (Самарская область), на СУБРе (предприятие РУСАЛа) в Североуральске (Свердловская область), на РЖД (Москва и Московская область) позволяет с уверенностью говорить о том, что большинство социальных активистов помогали профсоюзам выстраивать общественные кампании в интернете[9].
Стоит отметить, что эффективность использования социальными игроками интернет-технологий для поиска потенциальных сторонников в значимых общественных средах варьируется. Дело в том, что многие сетевые движения нового типа делают постоянно одну и ту же ошибку, пытаясь сразу же заставить потенциально аполитичного гражданина стать своим адептом - проявить лояльность группе. К примеру, в удачном по замыслу дальневосточном проекте сетевого протестного движения автомобилистов ТИГР создатели - активисты различных политических движений и партий - не смогли отказаться от политико-идеологической риторики, что привело к росту разногласий внутри противостоящих друг другу идеологических аппаратов, и спровоцировало раскол в движении. Это отпугнуло значительную часть сторонников - представителей среднего класса, которые стали жертвами правительственного решения о введении с января 2009 года заградительных пошлин на подержанные иномарки. То есть организаторам не удалось осуществить полный уход в неполитическое поле для приумножения собственного социального капитала. В этой связи чуть более эффективными являются действия в России Союза координационных советов (СКС), который заговорил о политизации социальных активистов после нескольких лет работы в различных средах. Стоит отметить, что даже ресурс социальных сетей используется молодыми левыми гораздо эффективней, потому что они предлагают актуальную тему, строя вокруг нее свою сеть (ЕГЭ, экология). Аналогичные попытки оппозиционной коалиции «Другая Россия» завоевать доверие в новых социальных средах терпят поражение в силу плохого понимания специфики функционирования сетевых политических проектов, которые не могут быть реализованы в узких идеологических рамках, не предполагающих возникновение общественных инициатив. В последние годы представители движения «Солидарность», в которую входят многие члены оппозиционной коалиции «Другая Россия», попытались включаться в надпартийные гражданский акции, однако политизированная риторика их лидеров, мешала оппозиции закрепиться в обозначенных средах.
Что касается упора на блоги, то тут в какой-то степени оправданы выводы Т. Джонсона и его коллег. Они утверждюет, что блоги как источник получения политинформации актуальны для очень узкой категории заинтересованных в политике пользователей – социальных активистов, журналистов и экспертов[10]. В этой связи ориентация на блогосферу является неоправданной с точки зрения привлечения деполитизированных сред, но может быть полезной для удержания адептов, привлечения журналистов и формирования экспертной сети.
В настоящий момент в России формируются новые субъекты и формы коллективных действий: записываются клипы в youtube в поддержку резонансных проблем, идет тысячекратный рост инициатив деполитизированных пользователей. Подобное было в сети во время августовской войны в Грузии, когда государственное и гражданское совпадало – но в настоящий момент эти два фактора резко расходятся – в интернете фиксируется солидарность вокруг лозунга борьбы с чиновниками, учащаются публичные декларации собственного намерения «вступить в борьбу», усиливается социальный популизм.
Думается, что высокий уровень присутствия и влияния в интернете социальных движений, обеспечивает поддержку новым формируемым институтам гражданского общества. Успех мобилизации средних городских слоев населения заключается в соединении «гражданственности» и «массовости» сетевого протеста, что получает отражение в участившихся в 2010 году кампаниях против произвола милиции, чиновников и олигархов - все это приводит к росту политической субъектности сетевого способа действия. К примеру, общественная кампания против корпорации ЛУКОЙЛ, развернувшаяся после ДТП с участием ее вице-президента Анатолия Баркова, началась в интернете с размещенного на Youtube музыкального клипа рэппера Noize MC (Ивана Алексеева). Уже за несколько дней материал просмотрели около миллиона пользователей, оставив тысячи комментариев. Также десятки тысяч пользователей выступили за бойкот заправок ЛУКОЙЛа[11].
В российской публичной политике социальные движения используют сетевой видео-сервис для освещения коллективных уличных действий или очень важных организационных мероприятий по созданию новых движений, однако постоянных ответов на складывающуюся в динамике повестку найти сложно. Можно предположить, что у граждан России утрачен интерес к политике, однако речь идет всего лишь о серой и скучной упаковке политического товара. Среди оппозиционных общественных движений наиболее мощный сетевой видео-сервис был в своей время у националистов из неформального сетевого националистического Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ)[12], что было связано с работой в их команде профессионального тележурналиста - Бориса Смирнова. Другой оппозиционный политик - Г.К.Каспаров, также с 2009 года пытался перейти на еженедельный формат общения, но проблема в том, что он больше обращается к своим адептам, а не к поиску потенциальных сторонников с их конкретными проблемами.
В завершении статьи - ключевой вопрос: сможет ли новый сетевой тип активаторской культуры граждан производить долгосрочный политический эффект, обеспечивая тотальное доминирование социальных акторов в политическом пространстве?
Если раньше социальные протесты исходили из конкретных проблем жителей, то теперь все больше становится сквозных переживаний, объединяющих весь сетевой офисный пролетариат - что сильней и опасней прежней политизированной «блоговой оппозиции». Функционирующая ныне политическая система, ориентированная на подавление легитимных оппозиционных общественных организаций, не может столь же эффективно управлять политическим поведением средних городских слоев населения. Полагаем, что в перспективе интернетизация российской политики станет одним из факторов модернизации и демократизации политической системы, ее трансформации предположительно в сторону полицентричности.
[1] РНП.2.1.3/6045 «Гражданское общество: теория и современная практика в мировом и российском измерениях» (2009-2010). Руководитель проекта: д.филос.н., профессор Ю.М. Почта.
[2] Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions in Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge Mass., 1996. P. 359
[3] См.: Эйдман И.В. Интернет-общество будущего / Прорыв в будущее: социология интернет-революции. М.: О. Г. И., 2007. C.338 [4]Негодаев И.А., Айвазян А.Г. Интернет в общественно-политической жизни // Вестник Донского государственного технического ун-та. 2006. T. 6., №2. С. 154-162.
[5] Рейнгольд Говард Умная толпа: новая социальная революция - Пер. с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИР ПРЕСС, 2006.
[6] Юханов Н.С. Трансформация политического консультирования: роль и значение «новых медиа» // Власть. 2009. №11.С. 37-40.
[7] Примечательно, кто каждое пятое сообщение пользователей в социальной сети Твиттер содержит упоминание бренда того или иного товара. К такому заключению пришли исследователи Института информации и технологий (IST) при Государственном Университете Пенсильвании, просканировав около 500 тыс. сообщений .
[8] См.: Susanne Lang Zivilgesellschaft und buergerschaftliches Engagement in Russland // Internationale Politik. 2004. №5. (http://www.fes.de/fes4/homeipa3.htm)
[9] Мировой финансовый кризис, вопреки расчетам руководства альтернативных профсоюзов, существенно ослабил трудовое движение. Власть, под воздействием внешних обстоятельств, старается проводить еще более консервативную политику. Развязанная борьба внутри аппаратов альтернативных федераций труда приводит к расколу ряда оппозиционных профсоюзных организаций, руководство которых получило финансовую поддержку властей. В 2009 году почти все конфликты возникали на почве перераспределения государственных средств, но начинали стремительно политизироваться. Власть, не прибегая к диалоговой модели, быстро подчинила аппараты, оттеснив формируемую когорту так называемых «несгибаемых рабочих лидеров». (Клеман Карин «Флексибильность по-русски»: сгибаемые и несгибаемые работники // Отечественные записки. 2007. №4.) Проблема заключается в том, что до сих пор уровень солидарности и самоорганизации внутри рабочего движения остается крайне низким. Это выделена цитата или собственный текст? – либо ссылка, либо снять выделение.
[10] См.: Johnson, Thomas J., Kaye, Barbara, Bichard, Shannon L., and Wong, Joann W. Every Blog Has Its Day: Politically Interested Internet Users' Perceptions of Blog Credibility // Journal of Computer-Mediated Communications. 2007. №13.
[11] См.: http://www.youtube.com/watch?v=UPXtawGmZgQ&feature=player_embedded# - музыкальный клип рэппера Noize MC.
[12] На сайте ДПНИ каждый день бывает до 50 тысяч посетителей, вся организация также выстраивается в сети с помощью блогов и форумов. ДПНИ - официально незарегистрированная организация (Источник: http://www.itogi.ru/archive/2006/38/36148.html)
|