В апреле этого года исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Великий русский писатель оставил после себя богатое культурное наследие, исследованием которого занимаются во всем мире. Есть исследователи Гоголя и в Нижнем Новгороде. Максим Медоваров, магистрант исторического факультета ННГУ, в этом году сумел победить на всероссийской олимпиаде по истории. Максим - автор ряда научных публикаций о Н.В. Гоголе, которые проливают свет на малоизученные стороны жизни писателя. -Максим, казалось бы, историки о Николае Васильевиче Гоголе знают всё. Однако все же существуют мало исследованные темы? - Да, это так. К сожалению, историография разных периодов однобоко подходила к творчеству Гоголя, а также к его духовным исканиям. В итоге, некоторые вопросы так и остаются порой без ответа. По сей день не утихают споры о том, кто такой Гоголь. Одни считают его еретиком, которого надо предать проклятию, другие представляют его православным святым. Еще один важный вопрос на данный момент - о религиозных мотивах в жизни писателя. Какая религия оказала на него большее влияние: православие или католицизм? - И к какому выводу ты пришел, изучая этот вопрос? - Я пришел к выводу, что и Гоголь, и круг тех лиц, с кем он общался, были, несомненно, людьми православными, хотя в то же время - многое воспринявшими и от западной католической культуры. Я проанализировал взгляды всех людей, в общении с которыми вырабатывалась идеология Гоголя. Это Жуковский, Смирнова, семейство Гельборских, Плетнев, Погодин и ряд других исторических личностей. Мне удалось доказать, что политические взгляды Гоголя восходят к Карамзину и Пушкину через непосредственно Жуковского. Об этом тоже раньше практически не писали. -Как говорят некоторые историографы, взгляды Гоголя менялись? - Я считаю, что все этапы жизни писателя – последовательные ступени. Нельзя противопоставлять молодого и позднего Гоголя. Хотя советские историки и писали, что в 40-е года XIX века у Гоголя произошел идеологический перелом (он отошел от идеалов молодости), на самом деле он просто углубил свои взгляды, их переосмыслил и придал им новое направление. -На твой взгляд, кем был Гоголь: революционером или консерватором? - Безусловно, Гоголь ярчайший представитель русского консерватизма. Дело в том, что Белинский пытался исказить творчество Гоголя, приписывая ему революционные стремления. Но сам критик признавал: «Когда я пишу о Гоголе, я не спрашиваю его, что он думает, я пишу, что я думаю о его произведениях». С другой стороны, Гоголь не был славянофилом, он критиковал славянофильство как идею. Также он был противником всевозможных реформ. Гоголь считал, что каждый человек должен работать над собственной душой, и тогда во всем мире наступит праведность и никакие политические реформы для этого не нужны. - А как Гоголь относился к Пушкину? - Гоголь является создателем «мифа» о Пушкине как о национальном поэте России. Он упоминает имя Пушкина в своих трудах десятки и сотни раз и провозглашает себя прямым его наследником. Также он часто упоминает о политических взглядах Пушкина, о которых не писал ни один другой писатель. Гоголь писал о Пушкине как о монархисте и стороннике царской власти. За это Гоголя, кстати, часто критиковали. - Гоголь все-таки больше украинский или русский писатель, ведь не секрет, что его юбилей хотят отметить на Украине как только свой, национальный праздник? - Гоголь не написал ни строчки по-украински, и в тоже время писал, что в нем две души – украинская и русская. На мой взгляд, Гоголь сам по себе воплощает неразрывную связь Украины и России.