Проблема дорог,
дорожного строительства после того, как ей уделялось мало внимания, встала
наиболее остро. И руководство страны это поняло. С 2011 года в нашей стране
возобновили свое действие дорожные фонды, которые имеют транспортный налог,
акцизы на топливо и неналоговые доходы в качестве источников своего
финансирования. Согласно статистике за
период 2000-2012 годов число зарегистрированных автомобилей в России
увеличилось в 1,8 раза, а протяженность дорог за этот же период увеличилось
лишь на 36%. По качеству дорог Россия занимает 136 место из 144 стран мира.
Поэтому вложения в дорожное строительство были необходимы. На 2013 год суммарный объем дорожных фондов на
настоящее время составил 1 трлн. рублей. В 2012 году было введено 367 км
федеральных автодорог (менее 1% от имеющихся), реконструировано 5,8 тыс. (около
11%). Ситуация в территориальных дорогах плачевнее, здесь порой дороги ждут
реконструкции по 70 лет. По статистическим данным более 60% региональных
магистралей нуждаются в реконструкции. Немало аварий, автокатастроф происходят
в нашей стране именно из-за разбитых дорог. Качество же новых дорог, уступает мировым
стандартам, ведь дороги у нас делают по устаревшим нормативам. В цену дороги у
нас, в отличии от западных стран входит также
так называемые затраты на
подготовку территории(выкуп земли, покупка и снос зданий и проч.). Без них
стоимость дорог у нас примерно равна стоимости строительства дорог в Финляндии,
но меньше чем в США. Но по сочетанию цена-качество мы, разумеется, уступаем. Дело
в коррупции и монополизированности рынка строительных материалов. Часто в
аукционах и тендерах побеждают близкие к чиновникам фирмы, а побеждающая низкая
цена чаще всего гарантирует низкое качество. Большие проблемы в строительстве
возникают из-за устаревших нормативных актов и законов в этой сфере, а также
из-за высоких затрат на подготовку
территории, о которой писалось выше. В частности речь идет об отводе земли под
строительство дорог, что также является поводом для коррупции. В мае 2012 года
Президент подписал указ, в котором в частности значилось привлечение к
строительству дорог иностранных инвесторов. Многие говорят также о механизме
государственно-частного партнерства в строительстве дорог.
|