Нижегородский Театр Юного Зрителя один из лучших театров в России. Такую непреложную истину в этом году подтвердило присутствие сразу трех представителей ТЮЗа в ряду номинантов на престижную театральную премию "Золотая Маска". Это большой успех, похвастать которым не сможет ни один другой местный театр. 20 декабря в Театре Юного Зрителя состоялась премьера, на суд публике был представлен спектакль «Ночные пляски». Сюжет постановки основан на одноимённой русской народной сказке из сборника сказок Афанасьева аналоге немецкой сказки «Стоптанные башмачки» из сборника Братьев Гримм. У Короля было три дочери. Каждую ночь уходили эти царевны, а куда - неведомо; только что ни сутки - изнашивали по новой паре башмаков. Решил Король узнать, почему башмаки стоптаны и пообещал отдать младшую дочь и полцарства в придачу тому, кто разгадает эту тайну. Было много смельчаков, но, ни у кого не получалось. В конце концов, согласился узнать, что происходит ночью, храбрый солдат… На создание этого спектакля нижегородский ТЮЗ получил грант от союза театральных деятелей РФ «Молодые режиссёры - детям», в рамках программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации. Постановкой спектакля занималась Полина Стружкова и это уже не первая её работа в Театре Юного Зрителя. Полина дебютировала как режиссёр в Русском Театре г. Таллина спектаклем «Король Дроздобород» по сказке братьев Гримм, следующая постановка «Поход в Угри-Ла-Брек» стала первой работой на сцене ТЮЗа. В недавнем прошлом она выпускница режиссёрского факульта ГИТИСа (курс Олега Кудряшова). Полина Стружкова один из немногих молодых режиссёров на современной сцене, которая сознательно и целенаправленно посвятила своё творчество детскому театру. После спектакля Полина и актеры, играющие в «Ночных плясках», согласились ответить на несколько вопросов о премьере: - Полина, почему вы выбрали именно «Ночные пляски» для постановки? Это очень интересный игровой материал. Сказка «Ночные пляски» интересна тем, что в ней нет злодеев, отрицательных персонажей. В «Ночных плясках» затрагивается тема взаимопонимания детей и родителей. Меня всегда смущала концовка этой сказки, когда король, словно в наказание, выдает свою младшую дочь замуж за солдата. Мы решили сделать финал несколько другим. В конце спектакля отец и дочери должны понять друг друга. -Почему в спектакле нет ярко выраженной любовной темы? Она есть, но мы все-таки решили, что первичными в спектакле будут отношения между отцом и дочерьми. -Действие начинается не на сцене, какова смысловая роль этого, в чем причина? -Мы хотели настроить детей к восприятию сказки еще перед входом в зал. Это мы взяли у итальянских детских театров. Там у дверей в театр обязательно объясняют маленьким зрителям суть действа, которое они увидят. Детей нужно вовлекать в сам спектакль, в сопереживание героям, общение с ними. «Звезда» театра, одна из номинантов на премию «Золотая маска» Наталья Макарова, поразила умением общаться с детьми входе самого действия. Образ старушки с клюкой, помогающей солдату, был особенно колоритным и запоминающимся. -Наталья, кто ваша героиня по спектаклю, колдунья или просто старая женщина? -Я определяла свою героиню как бабушку, которая «толкает» непосредственно сам сюжет, направляет людей, фокусирует их внимание. Она своеобразный домашний психолог, видящий проблемы в сказочном дворце и помогающий их решить. -Это ваш первый спектакль в ТЮЗе? - Нет, это мой не первый спектакль, я уже приняла участие в спектакле «Бременские музыканты», а также играла роль Зины в постановке «Собачье сердце». Исполнительница роли одной из принцесс, Анастасия Ковалив вместе со всеми актерами, задействованными в постановке, помимо актерского мастерства продемонстрировала великолепные вокальные данные. -Анастасия, принцессы в спектакле поют русские народные песни, одеты в старинные русские одежды и вместе с тем танцуют современные танцы и читают заклинания, кем вы себя ощущали, когда играли на сцене? -Ощущала себя девочкой – бандиткой, которая обманывает папу, немножко колдуньей. - У вас есть любимые моменты в «Ночных плясках»? - Мне очень нравиться сцена гадания, она завораживает не только зрителей, но и нас участвующих в ней актеров. - Вы допускаете импровизацию на сцене? Да, но любая импровизация должна быть подготовлена. Более того этот спектакль является одной большой импровизацией, которая состоит из «отборов». В процессе репетиции мы часто импровизировали и отбирали наиболее удачные вещи. В работе над постановкой приняла участие Ольга Шайдуллина - композитор, лауреат всероссийских и международного конкурса. Она принимала участие в постановке спектакля «Бременские музыканты» в качестве музыкального руководителя, а также написала музыку к спектаклю «Поход в Угри-Ла-Брек». К этому спектаклю Ольга тщательно подбирала русские народные песни и мелодии. Ольга, какие у вас впечатления от спектакля? Впечатление от спектакля - нечто необычное, некая импровизационная драматургия, погружающая зрителя в интимное пространство девичьей комнаты со своими секретами и волшебством. Какую музыку вы подбирали к настроению, царящему на сцене? Мой музыкальный материал построен на русском фольклоре, только в разных его интерпретациях, то это аутентичное исполнение русских песен, то фолк-рок, а еще и рок-н-рол-фолк. Над какими спектаклями вы еще работаете? Большая работа сейчас будет вестись по спектаклю "Король Лир". Я буду участвовать там как музыкальный руководитель и оформитель. На премьере спектакля в зале яблоку негде было упасть. И дети, и взрослые были в восторге от постановки. Аргументы неделi. Волга №52 Интервью с Полиной Стружковой
|