2.Археологические памятники в районе Новоусадской сельской администрации.
3.Этническая история края на рубеже 9-16 веков.
4.История села 16-19 века.
Быт и будни села в 19 веке
5. Положение села перед Великой Октябрьской революцией
1.Археологическое прошлое Нового Усада.
Археологические исследования в пределах Нового Усада и всего юга Арзамасского поречья велись крайне мало. Однако, в окрестностях села была найдена стоянка эпохи бронзы(2 тыс. лет до н.э.).В эпоху бронзы на территории района продолжали преобладать каменные орудия труда. Происходит переход от присваивающего к производящему хозяйству.Этническая история края в эту эпоху сложна. Здесь происходит соседство волосовской и фатьяновской культур. Волосовские и родственные им племена для поселения выбирали дюнные всхолмления в речных поймах или подлуговые речные террасы.Для «волосовцев» характерны ямочно-гребенчатая керамика обработка изделий из кремния. «Фатьяновцы» на территорию района переселились на рубеже 3-2тыс. до н.э. Селились на местах, которые не были освоены «волосовцами»,часто на водоразделах рек. Керамика «фатьяновцев» найдена в районе села Новый Усад.
.
2.Археологические памятники в районе Новоусадской сельской администрации.
Исупово – на южной оконечности деревни найдены фрагменты лепной керамики(Фомин. Н.Усад 1-я стоянка эпохи бронзы. В двух километрах к юго – востоку от церкви, на левом берегу р.Акша. Собра-ны фрагменты керамики и обломок каменного шлифованного топора(1982,1989).
2.Местонахождение фрагментов лепной керамики и кремневых отщепов. В 0,5км к востоку, северо – востоку от расположения церкви, на правом берегу р.Акша(1982).
3.Местонахождение кремневых пластин сколов. В 0,55км к востоко-северо-востоку от церкви на правом берегу р.Акша(1982,1989).
4.Стоянка эпохи бронзы(волосовская и поздняковская культуры).В 0,3км к востоку от северной оконечности села около подошвы правого высокого коренного берега. Собраны фрагменты лепных сосудов, скребки, наконечник стрелы, заготовка наконечника дротика, фрагмент ножа, отщепы и сколы(Мартьянов В.Н).
3.Этническая история края на рубеже 9-16 веков.
Издревле на территории Нижегородского правобережья Волги жили мордовские племена: терюхане, мокшане и эрзя, которые мирно соседствовали с черемисами на востоке и муромой на западе. С 12 века сюда начали переселяться русские, бежавшие от набегов половцев и печенегов. Изначала взаимоотношения русских с мордвой были мирными. Мордва перенимала у русских более прогрессивные методы ведения сельского хозяйства. В 13 веке мирное сосуществование сменилось завоевательной политикой Владимиро – Суздальских князей. Часть мордвы во главе с князем Пургасом вела борьбу против русских. После разгрома Батыем в 1236 году Волжской Булгарии начинается активное переселение татар мишарей в Арзамасский край. Своё название «мишари» получили от финно – угорского племени мещера, ранее проживавшего на территории расселения татар. С конца 13 века татары стали теснить мордву. Одновременно с севера мордву теснили русские переселенцы. Мордва уходила дремучие правобережные леса. В середине 15 века Арзамасский край вошел в пределы Казанского ханства. На территории Арзамасского края сложилось несколько пластов татарского населения – старинного булгарского и раннекитчаговского. К 16 веку, по мнению А.М.Орлова, было 30 татарских поселений в Арзамасском крае. Наиболее древние из них располагались на реке Аксу(современное название - Акша). Старинный татарский центр, связанный с переселением беженцев из Булгарии во 2-й половине 13 века, первоначально назывался Аксаково(с появлением русских переселенцев село стало называться Новый Усад). К югу от Нового Усада располагалось другое старинное татарское поселение – Юсупово(Исупово). В 1614 в войске Черкасского и Пожарского в русско-польской войне участвовало 220 арзамасских татар. Татары- мишари поселялись на берегах рек, где земли были более плодородны. К тому же они совершали набеги на мордву. Со второй половины 13 века татарские поселения по Акше служили переправочной базой экспансии татар в центр Московской Руси. Поход Ивана Грозного в 1552 году на Казань должен был изменить переселенческий вектор на 180град. Царь стал раздавать боярам и служивым людям здесь землю, которые переселяли сюда своих крестьян из старых вотчин. Одним из таких землевладельцев был Борис Михайлович Лыков – Оболенский, который переселил своих крестьян в Аксаково, переименованного в Новый Усад. Постепенно из Нового Усада татары переселялись в бассейн Пьяны. Там они образовали другой Новый Усад. В «Арзамасских поместных актах» значится наказ воеводы Ельчанинова от 1597 г. о размеживании земель и угодий татар Нового Усада. Новые земли татарским переселенцам нарезались по берегам Пьяны от Кевсы до Инаевого озера. Но очевидно не все татары покинули обжитые места, некоторые принимали крещение и оставались. Об этом свидетельствуют фамилии: Елдашовы, Саляевы и др.
4.История села 16-19 века.
Первое упоминание села Новый Усад(по крайней мере с таким названием) в летописи относится к 1586г. Из грамоты царя Михаила Федоровича видно, что уже в 1619г. Новый Усад был довольно значительным населенным пунктом. В 1620 г. в селе стояла церковь, освященная во имя Михаила Архангела, барский дом (бывшее здание начальной школы). Имелось 57 крестьянских, 21 бобыльских дворов, а также 42 двора, занятых деловыми людьми Лыкова. По числу жителей и площади посадочных земель селу не было равных в Арзамасском уезде. Под сельскохозяйственными угодьями было занято 300 десятин земли. Сено накашивали на 21 десятине (1050 копон). Это была самая крупная вотчина в Арзамасском уезде. В 1657 году был издан приказ воеводы Арзамаса о размежевании земель Нового Усада. По свидетельству документов в начале 17 века Новый Усад был центром обширной Ново-Усадской волости. Название «Новый Усад» произошло от новых усадебных построек, которые возводил себе каждый крестьянин. Первое поселение находилось вдоль улицы Курмыш (ныне Пролетарская). Слово «Курмыш» по-мордовски «один порядок».
Однако существует версия, что село основали беглые крепостные крестьяне в начале 18 века. Объясняют это тем, что находящееся поблизости д. Исупово (Юсупово) возникла ранее Нового Усада, поскольку церковный приход Юсуповцев находился в селе Кожино, в 5 км. от деревни, когда как Новый Усад был всего в 1 км. Хотя многие объясняют это несоответствие малыми размерами деревянной церквушки Михаила Архангела. День Михаила Архангела(21 ноября) – престольный праздник села. В 18 веке село принадлежало графам Скавронским. Один из представителей данного семейства – Павел Мартьянович Скавронский, граф, высший вельможа при дворе Екатерины II. Он был в чине действительного камергера её императорскокого величества. Павел Мартьянович владел селом в конце 18 века. В 1802 году его уже не было в живых. Владельцем села стала его жена Екатерина Васильевна Скавронская, племянница самого Григория Потёмкина, действительная статсдама. По наследству ей в Арзамасском уезде от мужа досталось: в Кожине-102 души, в Собакине-798, в Новом Усаде-1157 душ, в Озёрках-102 души, в Чуварлейке -85 душ, в Сальникове-57, в Хватовке-82. Всего-2463 души. Земли Нового Усада принадлежали Должниковскому землевладению. Вскоре Екатерина Васильевна вышла замуж и стала именоваться под фамилией Литте. В сентябре 1811 года произошла передача из Нового Усада 21 души мужского пола графиней Е .В. Литте своей дочери. Дела в Новом Усаде идут на ухудшения. Новой Усад принадлежал Екатерине Васильевне до 1823 года. С 1830г. по 1848г. село принадлежало князю Е.П.Багратиону(потомку героя Отечественной войны 1812г.). Ему, кроме Нового Усада, принадлежали д.Сальниково и д.Озёрки.
Сведения о крестьянских хозяйствах с.Н.Усад(владение кн. Багратиона).
Усадьбы 240,3дес.
Пашни 2743,9дес.
Покосы 106,6дес.
Выгоны 103,5дес.
Удобные земли 3194,3дес.
Неудобицы 112,6дес.
Число ревизионных душ 1238
Надел на 1 ревиз. душу 2,6дес.
Село Новый Усад передавалось от одного владельца к другому. Село стало государственным в конце 19в.
После проведения земской реформы, землёй стали владеть зажиточные крестьяне-вольноотпущенные: Глушенков С.А., Швецов В.И., Киселёв А.С., Кисляков, Гринин. В Новом Усаде священник имел 23дес. 1200 саж. земли. 20 июня 1866г. состоялась передача села от вольноотпущенного Алексея Долгканова к его сыну Степану. Всего Степану отходило 1114дес. земли. В селе Новый Усад на октябрь 1866г. в наличии было 3151дес. земли. Вот некоторые владельцы: Тюкин Н.И. 21дес.
Колосов .М.И. 4дес
Харитонов И. 2дес.
Куманин И.В. 6дес.
Боловлёнков Б. 7дес.
Куракин 1дес.
Благов А.П. 600саж.
Елдашов Н. 2дес.
Ершов Н. 10дес.
Куманин Е. 5дес.
Тюкин А. 6дес.
Тюкин Н. 6дес.
Малышев 4дес.
Белогузов 300саж.
Иван Пудков 300саж.
Калинин 5дес.
Шигарин 4дес.
Сорокин 17дес.
Рунов 6дес.
Колосов 2дес.
Макаров 7дес.
Кулаков 7дес.
Кочетковский 4дес.
Коновалов 1200саж.
Щаулов 12дес.
Лунин 1дес.
Глушенков 2дес.
Кузьма Кабанов 300саж.
Елисей Рунов 15дес.
Григорий Колосунин 20дес.
Иван Боловленков 14дес.
В 1868 году образуется Ново-Усадская волость. В неё входят: Село Площадь Владелец
Новый Усад 952дес. Павел Щаулов
Озёрки 149дес. Ал. Петелин
Хохлово 72дес. Давыдов
д. Исупово 10дес. Виноградская
Д. Сальниково 8дес. Сидор Синягин
Всего- 15959дес.
Быт и будни села в 19 веке.
Земля находилась в одной сплошной площади дач, нет чересполосицы, фигура надела квадратная. Земля даётся на 5-7 лет, потом совершается передел земли. Делили землю по наличию работников. Земля даётся лицам мужского пола, которым исполнилось 18 лет. Это считалось 1 душа. С исполнением 21 года прибавлялась ещё одна душа (надел в две души). Вдова не работает, но имеет надел в расчёте одной души. Занимались в основном земледелием. Выращивали: рожь, яровую пшеницу, овёс, гречиху, лён, капусту, картофель, огурцы. Почва рыхлая, легко смачивается, при высыхании не даёт трещин, не покрывается коркой, удобно пахать сохой, не мешают бугры. Можно пахать глубоко.
Пашня делилась: Ржаное поле 4,5
Яровое 4
Пары 4(трёхполье)
Косовица не удобрялась. Лучшая часть земли находится за Акшей к Исупово. Удобряли навозом. На базар вывозили огурцы и капусту. Хлеб многие хозяева покупали. Пахали сохой с перекладной палицей. Боронили деревянной или железной бороной. Зажиточные крестьяне нанимали батраков. Вывоз навоза: Под картофель 40 возов
Под картофель 25-30 возов
Под огурцы 45 возов
Обработка ржаного поля (наём работника с лошадью): Вывоз и раскладка навоза 0,6руб.
Пахота 1руб.
Сев 0,4-0,5руб.
Возка снопов 0,6руб.
Жатва 0,25руб.
Молотьба 0,1руб.
Цена обработки душевого надела – 18-20руб. Харчи хозяйские.
Плата по найму (без лошади) Годовой 0,6-0,7руб.
Сезонные 0,35руб.
Стоимость месячного содержания 2-2,5руб.
Покосные земли были на р.Акша, заливных лугов было 106дес. Платили тягла (налог с души) – 1,5руб. Постройка 35саж.
Гумно 15саж.
Сад 15саж.
Огород 155саж.
Конопля 25саж.
Строение: деревянный дом 5на 2 саж.
высота внутри – 1саж.
крыша деревянная
пол земляной.
В осеннее-зимний период часть крестьян уходила в Арзамас на заработки, в основном на кожевенные производства. Село считалось бедняцко-середняцким. Было несколько семей зажиточных крестьян. Даже зажиточные крестьяне по нашим понятиям жили бедно. Вот опись имущества умершего зажиточного крестьянина Василия Ивановича Турутина, жена которого вторично выходит замуж. Всё имущество передаётся сыну Степану, а до совершеннолетия опекуну – зажиточному крестьянину. Дом деревянный 150руб. 1шт.
Напогребица 10руб. 1шт.
Чугуны 4руб. 4шт.
Ухваты 0,5руб. 2шт.
Столы 1руб. 1шт.
Кадушка с огурцами 1руб. 1шт.
Кадушка с капустой 4руб. 1шт.
Картошка 20руб. 8 мешков
Пуд муки 3руб.
Пшено 5руб.
Кадушки 2руб. 4шт.
Рожь 42руб. 14 мер
Кочерга 0,1руб. 1шт.
Койка 0,25руб. 1шт.
Стулья 0,7руб. 3шт.
Табурет 0,2руб. 1шт.
Шесты 1руб. 7шт.
Сковорода 0,12руб 1шт.
Всего имущества на 201руб. 47 коп.
Крестьяне издревле сеяли коноплю. Из конопли ткали полотно. Чтобы оно имело хороший вид, его отбеливали, окрашивали. Крестьянское хозяйство носило натуральный характер. Чтобы поправить свои дела, многие уезжали в Сибирь на Ленские прииски. Одним из таких людей был один из основателей колхоза Иван Иванович Рябов. Иван Иванович участвовал в знаменитых восстаниях на Ленских приисках. Он описывал все тяготы условий труда на прииске, но делать было нечего, так как семья голодала. Особенно такой рост миграции был в голодные годы, так как промыслами сельчане как таковым не занимались.
5. Положение села перед Великой Октябрьской революцией.
К началу ХХ века в состав Новоусадской волости входили: село Новый Усад, дер. Сальниково, дер. Озёрки, село Кожино, дер. Князьевка, дер. Чуварлейка, дер. Исупово, село Шатовка, село Хохлово, Должниково, дер. Николаевка, дер. Ямищи, село Шерстино. По данным на 1917 год в Новоусадской волости проживало 9400 жителей. На её территории находилось более 80 мелких предприятий и 320 человек, работающих в них. В волости было: Плотников 80
Кожевников 70
Кошмовальщиков 300(все в Хохлове)
Каменщиков 200
Кузнецов 20
Столяров 10
Хлеборобы Остальные
На территории волости стояло 3 церкви.
Экономическое положение села Новый Усад. Число жителей 3914чел.
Мужчины 1104чел.
Женщины 1310чел.
Детей до 8 лет 1000чел.
Детей до 14 лет 500чел.
Лошадей 363
Жеребят 40
Быков 4
Дойных коров 460
Овец 228
Ягнят 200
Коз 60
Козлят 20
Свиней 5
Поросят 15
Перед революцией в селе был кирпичный завод, принадлежащий Михаилу Матвеевичу Колосову. На нём работало 3 человека. Существовал овощесушильный завод, где работало 12 человек. В селе было 4 кузницы(владельцы: В.И.Порошенков, С.Е.Балаев, В.Е.Шигарин, Ст.Ст.Лилёнков) и столярная мастерская, принадлежавшая Ивану Кирилловичу Колосунину. В деревне Исупово была маслобойня, принадлежавшая Ивану Дмитриевичу Цыпленкову. Список владельцев ветряных мельниц: М.И.Порошенков, Ив.Ив. Мухин, М.Я. Шигарин, Ив. Николаевич Дорогобузов, Матрёна Дорогобузова, Ив. Андреевич Куракин, М.И Мухин, братья Боловленковы, Мих. Боловленков, Гр. Пет. Боловленков, Ив. Степанович Гринин, Мих. Ал. Курков, Вас. Тим. Сеуткин, Ал-р Никиф. Кулаков, М.И. Авилов, М.И. Щаулов, М.А. Саляев, Вас. Ник. Ёрин, Анна Вас. Ёрина, Дм. Гр. Ёрин, Анна Степановна Боловленкова, Мих. Ант. Шипов. У Алексея Васильевичя Маслова была нефтяная мельница.
Просорушки и крупорушки. Владелец Выработка в день
Иван Петрович Порошенков 50 пудов
Вас. Ив. Порошенков 50 пудов
Иван Иванович Спицын 10 пудов
Ст. Ив. Послыхалин 20 пудов
Мих. Ант. Шипов 50 пудов
Яков Петр. Ерыкалин 50 пудов
По этим данным село Н. Усад было зажиточным. В то же время здесь проживало 375 бедняцких семей, а также 250 середняцких и 22 семьи кулаков