Создание центров по практической подготовке студентов
Заключение
Список Литературы: ВВЕДЕНИЕ
Успешное трудоустройство для молодежи является одной из самых важных проблем, если не самой важной. Для помощи в трудоустройстве молодежи мало сводить молодежь и работодателей. Необходимо помочь молодым специалистам быть конкурентоспособнее на рынке труда.
Цель проекта – изучить проблемы молодых специалистов на рынке труда, помочь студентам и учащимся преодолеть свои «конкурентные недостатки», которые могут возникнуть у них при вступлении на рынок труда. А именно недостаток практического опыта, практических знаний и ряда других.
Задачи - предложить варианты системы стажировок, обосновать их необходимость и применение.
Наш проект направлен на аудиторию студенческой молодежи и учащихся профессиональных училищ.
Нормативно правовая база. Федеральные законы и программы Конституция Российской Федерации Трудовой кодекс Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании О дополнительном образовании Об образовании Об утверждении Федеральной программы развития образования Постановления и другие документы Правительства РФ "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 "О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним образованием" Постановление Минтруда РФ и Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г. N 73/7
"О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования" Приказ Минобразования России и Минтруда России от 24.07.2000 N 2285/187
"О программе "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования" Решение коллегии Минобразования России от 25.09.2001 г. N 14/1
"Рекомендации по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования" Письмо Минобразования России министерствам, ведомствам, органам управления образованием субъектов Российской Федерации, учреждениям профессионального образования от 10.01.2001 г. N 39-52-1ин/39-16
.Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации. 2006 год
Актуальность проекта
Какие проблемы в основном волнуют молодежь? Конечно же, первичными и самыми главными являются экономические. А самой главной из экономических – проблема трудоустройства. Когда одна молодежная организация собрала студентов для разработки проектов, разделив их на проектные группы, то оказалось, что все проекты, написанные ими, были о трудоустройстве.
Не для кого не секрет, что молодежь, выходя на рынок труда, имеет определенные конкурентные недостатки в глазах работодателей перед остальными соискателями определенной вакантной должности. Недостатки (см. гл. «Основные проблемы на данный период») бывают различными субъективными и объективными, но самым главным и это подтверждают данные статистики, является недостаток опыта работы. Больше всего эта проблема касается студентов обучающихся на экономических, юридических, социологических, филологических (журналистика) и других гуманитарных специальностях, но в принципе она существует для практически всех слоев студентов, и в некоторой степени для учащихся профессиональных училищ. В настоящее время на рынке труда для молодых специалистов образуется интересная картина. Предприятия на ряд должностей не берут соискателей без опыта работы, а где их получить студенту (выпускнику) если он обучался на дневной форме обучения и к тому же его никуда не брали опять же без опыта работы! Казалось бы, ситуацию должны разрешить система практик в Вузах. Однако не тут то было.
В Вопросе конкурентоспособности и содействию трудоустройства выпускников Вузам дается некоторая самостоятельность. Вузы должны сами договариваться о возможных практиках студентов на предприятиях, помощи в трудоустройстве. Данное положение вещей дает преимущество крупным и рейтинговым Вузам, которые более высоко котируются в глазах работодателей[1]. Однако такое положение вещей затрудняет получение практических знаний студентами согласно их специальности. То, получат ли студенты практические навыки непосредственно на месте работы по будущей специальности, зависит от наличия договоренностей между вузом, деканатом их факультета и организациями. Поэтому практики часто бывают, не эффективны и проходят иногда в экзотических местах. Тем более, что сами предприятия не охотно берут к себе на практику экономистов, юристов и проч. Для них это определенная обуза.
Изменение ситуации можно получить только при введении определенной системы стажировок для студентов.
Анализ основных тенденций развития проблемы
Проблема успешного трудоустройства молодых специалистов возникла после распада СССР. Пришедшие на смену государственного распределения рыночные отношения, безусловно имеющие большое число неоспоримых плюсов не гарантировали, однако молодым специалистам трудоустройства.
В начале девяностых годов к некоторому отсутствию у молодежи, да и у всей рабочей силы «иммунитета» к новым отношениям добавился тяжелый экономический кризис и сокращение числа рабочих мест.
При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.
Наибольшее сокращение произошло в промышленности, где численность работников сократилась на 8,6 млн. человек, а доля работающих в общей численности занятых в экономике снизилась с 30,3 до 22,2 процента. При этом структурные процессы в промышленности в 90-е годы привели к значительному снижению численности занятых в наиболее приоритетных наукоемких отраслях[2]
Резкий спад в производстве, безработица, уменьшение числа рабочих мест не могли не сказаться на молодежи. Большая часть которой, оказалась просто невостребованной по своей специальности. Менеджеры крупных компаний до сих пор вспоминают, что в 90-е годы конкурс на рабочие места в их подразделениях доходил до 100 человек на место.
Ситуация ухудшилась настолько что 23 мая 1996 г вышел Указ Президента Российской Федерации. №768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг."
В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992-го по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2 процента
Однако, система образования оказалась неспособна чутко реагировать на запросы рынка и порою занималась выпуском безработных. Причем сам рынок рабочей силы хоть и испытывал определенный спад, но все равно имел некоторую неудовлетворенную потребность в рабочей силе определенной квалификации.
Данные статистики свидетельствовали, что доля молодежи, которая устраивалась на работу по специальности, относительно мала. Так на 2000 год статистика говорила, что реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины выпускников образовательных учреждений. Остальные, либо выбирали работу, не связанную с полученной специальностью (около40%), либо регистрировались в качестве безработных (до 10%), при этом большинство организаций всех секторов экономики испытывали серьезные проблемы с обновлением кадров. Так, средний возраст работников в индустриальном секторе превысил 52 года и продолжал расти. Одновременно происходило существенное снижение производительности труда, профессионально-квалификационного уровня, падение трудовой и производственной дисциплины.[3]
В этих условиях правительство вынуждено было выработать ряд мер по изменению ситуации. Для этого решили использовать опыт других государств. В частности в целевой подготовке студентов на основе договоренности с предприятиями и самим государством. Было издано Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»
Основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, являлось удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета[4]
Поручение Правительства Российской Федерации от 20 августа 1999 года №3853п-П8 “О первоочередных мерах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке образовательных учреждений к началу учебного 1999/2000 года” предполагало осуществить комплекс мероприятий по созданию на федеральном, региональном и местном уровнях и в образовательных учреждениях системы оказания содействия занятости студентов, трудоустройству выпускников учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования. В связи с этим в правительстве министерстве труда и образования шли разработки программ помощи в трудоустройстве молодых специалистов. За основу принято было взять опыт оказания содействия трудоустройству в МГТУ им Баумана. В 2000 году Министерство образования Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации издают П Р И К А З от 24.07.2000 N 2285/187 «О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» В этом же году увидела свет «Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» Главной целью, которой было «Создание и развитие системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их адаптация к рынку труда»[5]
Согласно этой программе при Вузах стали организовываться Центры Содействия Трудоустройству выпускников, которые должны работать как непосредственно с работодателями, так и оказывать определенные услуги выпускникам. Сами же ЦСТВ должны были выполнять следующие функции:
· интеграционные,
· информационные,
· образовательные,
· исследовательские,
· консалтинговые,
· организационные
В 2006 году увидела свет стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Один из приоритетных проектов которой («Карьера») направлен в частности на:
· развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
· вовлечение молодежи в деятельность различных трудовых объединений;
· организация профориентационной работы по обоснованному выбору молодежью профессии или вида трудовой деятельности, получению профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда;
· поддержка социально-экономических инициатив молодежи.[6]
Предпринятые меры оказали определенное воздействие на трудоустройство молодежи. Показатели улучшились.[7] Однако проблемы в трудоустройстве молодых специалистов остаются.
Основные проблемы на данный период[8]
Диспропорция в выпуске специалистов. Специалистов в области юриспруденции и экономических дисциплин система образования выпустила на несколько десятков лет вперед[9]. В то время когда некоторые отрасли промышленности испытывают дефицит кадров, большая часть этих специалистов остается невостребованной по специальности[10]. Наблюдается снижение числа студентов профессиональных училищ и увеличение количества людей желающих получить высшее образование. В 2006 году Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2005г. на 55 тыс. человек, или на 7%. Прием в государственные и муниципальные ВУЗы в 2006г. увеличился на 4 тыс. человек (на 0,3%) за счет студентов, принятых на платной основе, и составил 1376,7 тыс. человек.[11]. Хотя существует мнение о том, что недостаток кадров рабочих специальностей необходимо покрывать за счет модернизации производства и улучшений условий труда, так как производительность труда, например, в автомобилестроений в Нижегородской области составляет 4,6% от производительности труда в США. Т.е один американский рабочий производит столько же, сколько же более 20 российских[12], на данный момент проблема стоит достаточно остро.
Недостаток информации и завышенная самооценка у молодых специалистов. Нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры - это является одной из основных причин, по которой многие выпускники не могут найти работу по специальности. Так Кемеровский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения проводил опрос «об информированности студентов Вузов и профучилищ о состоянии рынка труда». Результаты опроса показали низкую информированность учащихся по правовым вопросам и состоянию рынка труда – 74% указали, что мало информированы, какие профессии востребованы на рынке труда, 60% плохо ознакомлены с основами трудового законодательства, правами и обязанностями в трудовой сфере[13].
Кроме того, отрицательную роль играют завышенные требования и амбиции не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке. Отсутствие навыков коммуникативности, слабая языковая подготовка.
Несоответствие получаемых знаний современным требованиям рынка. Многие программы, преподаваемые в вузах, на сегодняшний день основательно устарели (особенно это касается технических специальностей) и не имеют отношения к потребностям рынка труда. Поэтому во многих компаниях приходятся обучать молодых специалистов заново
Нехватка практических знаний - Основная проблема молодых специалистов, по мнению работодателей и представителей кадровых агентств - недостаток опыта работы и связанная с этим нехватка практических знаний.[14] Многие вузы ориентированы на теоретизированный, академический подход в обучении студентов. Студенческая практика чаще всего является формальной и неэффективной, не дающей представления о том, что ждет выпускника на работе после окончания вуза. Притом, что большинство кадровиков отмечают довольно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников, ее приложение в реальной деятельности компаний в большинстве случаев оказывается бесполезным
Стажировки для молодежи.
Стажировка - закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей; (Федеральный закон о дополнительном образовании). Основные проблемы:
Предприятия не охотно берут на стажировку молодых специалистов. Для них они являются лишней обузой, т.к. не знакомы изначально со спецификой работы предприятия. Для успешной работы стажера на предприятии или фирме, руководству приходится затрачивать определенные средства. Стажер же в большинстве случаев находится на предприятии лишь для получения опыта работы и после уходит на другое место работы. Готовить кадры для других фирм, иногда конкурентов предприятиям и фирмам очень не выгодно.
В некоторых отраслях, в частности банковской сфере, существует понятие коммерческой тайны, и никого со стороны, возможно будущего разглашателя этой тайны, работодатели брать не хотят.
Для решения проблемы получения практических знаний студентами Вузов следует выделить несколько решений. Отраслевая организация стажировок
Отраслевые объединения предприятий региона самостоятельно, понимая ситуацию, сложившуюся на рынке труда и неизбежность обновления кадров, или под давлением со стороны принимают решение о выделении нескольких рабочих мест в своих компаниях под стажировки. При этом затраты несут все. Тем самым решается проблема перехода отдельных работников в другие фирмы. Централизованная организация стажировок
Ввести централизированную систему стажировок. Полномочное представительство президента в ПФО или другой орган власти на основе договоренностей с предприятиями и фирмами Нижегородской области, органами государственной власти договариваются о прохождении практик и стажировок в них. Оговаривая определенное число стажировочных мест. В случае обеспечения таких договоренностей возможен: Проект «СТАЖИРОВКИ В РАМКАХ ГОДА МОЛОДЕЖИ»
1. Участником стажировки «стажером» может стать любой студент Вуза или профессионального училища 2-4 курса обучающейся по специальности, соответствующей стажировочному месту. Изъявивший желание и прошедший определенный конкурсный отбор.
2. Для участников программы возможно проведения ряда тренингов по определенной тематике, связанной с преодолением определенных проблем которые стоят перед молодым специалистом на рынке труда. Комуникативность, самооценка, просвещение по правовым вопросам, информация о местном рынке труда.
3. Реклама в прессе. Возможно присоединения данного проекта к программе Profдвижение.
4.
Сотрудничество с ЦСТВ Вузов Нижегородской области и самими вузами, имеющими определенное налаженное взаимодействие с работодателями и возможные реализованные локальные проекты в этой сфере.
5. Стажировки осуществляются на основе желаний студентов Вузов и профессиональных училищ. И в последующем конкурсе, в случае если число желающих превышает число выделенных мест.
6. Конкурс осуществляется на основе заполненных анкет, либо через собеседование. Последнее гораздо эффективнее.
Положительные эффекты:
Студенты получают практический опыт работы по своей специальности. Получают возможность правильно оценить свои профессиональные качества, возможные слабые места. Выбрать узкоспециализированную отрасль, в которой собираются работать.
Работодатели возможность отбора молодого персонала к себе в организацию. Широкую базу данных будущих специалистов в их отрасли. Специалистов, знакомых с их специализированной деятельностью.
Органы власти улучшение положения на рынке труда, касающегося трудоустройства молодых специалистов. Эффективностью проекта будет число его участников успешно трудоустроившихся затем по специальности.
Этапы проекта:
1.Осуществление договоренностей о практиках. Договоренности о сотрудничестве с заинтересованными сторонами в Вузах
2.Реклама в прессе. Создание информационного канала для связи с участниками проекта. Наиболее предпочтительный сайт ПФО
3. Время на заполнение участниками анкет
4. Отбор Участников
5. Прохождение тренингов участниками проекта
6. Стажировки.
Создание центров по практической подготовке студентов
Создание централизованных в масштабе области, либо Федерального округа центров по практической подготовке студентов и учащихся. Опыт по созданию центров по практической подготовке учащихся в нашей стране уже есть. В данном центре студенты и учащиеся будут осваивать практические знания по своей специальности, а также ряда смежных специальностей, что поможет им в дальнейшем успешно трудоустроиться. Проекты этого центра можно использовать для решения других социальных проблем.
Например, возможно создание молодежной газеты, в которой бы студенты филологического факультета занимались написанием статей, экономических дисциплин управлением, продвижениям, специалисты по связям с общественность pr-Ом и т.д. Студенты, работая за символическую плату, будут приобретать тем самым опыт работы, а сама газета способствовала бы решению общественных и молодежных проблем. В случае недостатка средств, возможно создание Интернет - издания.
Целью данного центра является не получение прибыли, а практическая подготовка студентов. Подобная подготовка необходима и для учащихся рабочих специальностей.
Возможно платное прохождение стажировок в данном центре для обеспечения затрат на создание, хотя это не приветствуется или перевод отдельных его проектов на самоокупание.[15]
Заключение
В данной работе произведен анализ основных проблем молодежи на рынке труда и основные пути по преодолению конкурентных недостатков молодых специалистов. Были предложены варианты обеспечения студентов практическими знаниями и навыками. А также некоторые предложения в рамках этих вариантов. Проблема является актуальной и требует решения в достаточно короткий срок. Решение этой проблемы способствует адаптации молодежи в экономической сфере жизни общества, снижению социальной напряженности, экономическому развитию региона и государства в целом.
Список Литературы:
Нормативно правовые документы:
1. Федеральный закон о дополнительном образовании
2.Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием
3.ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ РОССИИ (2001-2005 ГОДЫ)"
4. П Р И К А З от 16.10.2001 Москва N 3366 О программе "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования
5.Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)
6.Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года
7.Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования Москва 2000
8.Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2006 год
Статьи и периодика:
9.Биржа труда No 69(497),
10. Кадры предприятия №3 / 2003
11.Н.В. Павельева, О.Н. Гречаник Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения Некоторые проблемы взаимоотношений "работодатель - молодой специалист" на рынке труда.
12. Нижегородский Университет №4,07
13.«Проблема трудоустройства выпускников
и взаимодействие вузов и работодателей
в условиях развития рыночных отношений в экономике» Н.Ю. Бабанов, Департамент образования Нижегородской области,
В.В. Лебедев, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.
Интернет ресурсы:
14.http://www.unn.ru/jobinfo
15.http://www.reitor.ru
16.http://www.gks.ru
17. http://www.vgu.ru
18.http://www.cszum.bmstu.ru Сайт МГТУ им Баумана
19. http://www.grp-s.ru
Приложение 1.
Рисунок 1 Контингент студентов Нижегородских вузов. Департамент образования Нижегородской обл.
Рисунок 2 Насыщенность рынка труда по опросам работодателям. http://www.reitor.ru
Рисунок 3 Прием в Нижегородские Вузы. Данные департамента образования Нижегородской обл.
Рисунок 4 Численность и структура занятых в секторах экономики Нижегородской области. 2004 г.
Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года
На 2006 год в Нижегородской области трудоустраиваются 90% выпускников:НГПУ – 74%, АГПИ – 84,9%, НГТУ – 90%,НКИ – 93%,ННГУ – 93%,ВГАВТ – 94,4%,НГМА – 98,6%.На бирже труда –2800 человек с высшим образованием. На биржу труда обращаются 6% выпускников вузов. Уровень безработицы в области – 6,8%.
[1] Так 20 апреля 2007 года была заключено соглашение о сотрудничестве между ООО «Лукойл-Нефте продукт» и ННГУ им Н.И. Лобачевского(Нижегородский Университет 04.07)
[2] Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)
[3] Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования Москва 2000
[4] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием"
[5] Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования Москва 2000
[6] Стратегия ГМП в РФ
[7] См. рис4 Приложения
[8] Данные основаны на анализе рынка труда молодых специалистов агентства «рейтор» и опросов молодежи
[9] См.рис1 Приложения
[10] СМ. рис2 Приложения.
[11] Госкомстат РФ http://www.gks.ru
[12] Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года
[13] Н.В. Павельева, О.Н. Гречаник Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения
[14] Данные независимого рейтингового агентства "Рейтор" http://www.reitor.ru
[15] Идея о центре высказана руководителем ЦСТВ ННГУ Владимиром Валент