Какие проблемы в основном волнуют молодежь? Конечно же, первичными и самыми главными являются экономические. А самой главной из экономических – проблема трудоустройства. Когда одна молодежная организация собрала студентов для разработки проектов, разделив их на проектные группы, то оказалось, что все проекты, написанные ими, были о трудоустройстве.
Не для кого не секрет, что молодежь, выходя на рынок труда, имеет определенные конкурентные недостатки в глазах работодателей перед остальными соискателями определенной вакантной должности. Недостатки (см. гл. «Основные проблемы на данный период») бывают различными субъективными и объективными, но самым главным и это подтверждают данные статистики, является недостаток опыта работы. Больше всего эта проблема касается студентов обучающихся на экономических, юридических, социологических, филологических (журналистика) и других гуманитарных специальностях, но в принципе она существует для практически всех слоев студентов, и в некоторой степени для учащихся профессиональных училищ. В настоящее время на рынке труда для молодых специалистов образуется интересная картина. Предприятия на ряд должностей не берут соискателей без опыта работы, а где их получить студенту (выпускнику) если он обучался на дневной форме обучения и к тому же его никуда не брали опять же без опыта работы! Казалось бы, ситуацию должны разрешить система практик в Вузах. Однако не тут то было.
В Вопросе конкурентоспособности и содействию трудоустройства выпускников Вузам дается некоторая самостоятельность. Вузы должны сами договариваться о возможных практиках студентов на предприятиях, помощи в трудоустройстве. Данное положение вещей дает преимущество крупным и рейтинговым Вузам, которые более высоко котируются в глазах работодателей[1]. Однако такое положение вещей затрудняет получение практических знаний студентами согласно их специальности. То, получат ли студенты практические навыки непосредственно на месте работы по будущей специальности, зависит от наличия договоренностей между вузом, деканатом их факультета и организациями. Поэтому практики часто бывают, не эффективны и проходят иногда в экзотических местах. Тем более, что сами предприятия не охотно берут к себе на практику экономистов, юристов и проч. Для них это определенная обуза.
Изменение ситуации можно получить только при введении определенной системы стажировок для студентов.
Анализ основных тенденций развития проблемы
Проблема успешного трудоустройства молодых специалистов возникла после распада СССР. Пришедшие на смену государственного распределения рыночные отношения, безусловно имеющие большое число неоспоримых плюсов не гарантировали, однако молодым специалистам трудоустройства.
В начале девяностых годов к некоторому отсутствию у молодежи, да и у всей рабочей силы «иммунитета» к новым отношениям добавился тяжелый экономический кризис и сокращение числа рабочих мест.
При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.
Наибольшее сокращение произошло в промышленности, где численность работников сократилась на 8,6 млн. человек, а доля работающих в общей численности занятых в экономике снизилась с 30,3 до 22,2 процента. При этом структурные процессы в промышленности в 90-е годы привели к значительному снижению численности занятых в наиболее приоритетных наукоемких отраслях[2]
Резкий спад в производстве, безработица, уменьшение числа рабочих мест не могли не сказаться на молодежи. Большая часть которой, оказалась просто невостребованной по своей специальности. Менеджеры крупных компаний до сих пор вспоминают, что в 90-е годы конкурс на рабочие места в их подразделениях доходил до 100 человек на место.
Ситуация ухудшилась настолько что 23 мая 1996 г вышел Указ Президента Российской Федерации. №768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг."
В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992-го по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2 процента
Однако, система образования оказалась неспособна чутко реагировать на запросы рынка и порою занималась выпуском безработных. Причем сам рынок рабочей силы хоть и испытывал определенный спад, но все равно имел некоторую неудовлетворенную потребность в рабочей силе определенной квалификации.
Данные статистики свидетельствовали, что доля молодежи, которая устраивалась на работу по специальности, относительно мала. Так на 2000 год статистика говорила, что реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины выпускников образовательных учреждений. Остальные, либо выбирали работу, не связанную с полученной специальностью (около40%), либо регистрировались в качестве безработных (до 10%), при этом большинство организаций всех секторов экономики испытывали серьезные проблемы с обновлением кадров. Так, средний возраст работников в индустриальном секторе превысил 52 года и продолжал расти. Одновременно происходило существенное снижение производительности труда, профессионально-квалификационного уровня, падение трудовой и производственной дисциплины.[3]
В этих условиях правительство вынуждено было выработать ряд мер по изменению ситуации. Для этого решили использовать опыт других государств. В частности в целевой подготовке студентов на основе договоренности с предприятиями и самим государством. Было издано Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»
Основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, являлось удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета[4]
Поручение Правительства Российской Федерации от 20 августа 1999 года №3853п-П8 “О первоочередных мерах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке образовательных учреждений к началу учебного 1999/2000 года” предполагало осуществить комплекс мероприятий по созданию на федеральном, региональном и местном уровнях и в образовательных учреждениях системы оказания содействия занятости студентов, трудоустройству выпускников учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования. В связи с этим в правительстве министерстве труда и образования шли разработки программ помощи в трудоустройстве молодых специалистов. За основу принято было взять опыт оказания содействия трудоустройству в МГТУ им Баумана. В 2000 году Министерство образования Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации издают П Р И К А З от 24.07.2000 N 2285/187 «О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» В этом же году увидела свет «Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» Главной целью, которой было «Создание и развитие системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их адаптация к рынку труда»[5]
Согласно этой программе при Вузах стали организовываться Центры Содействия Трудоустройству выпускников, которые должны работать как непосредственно с работодателями, так и оказывать определенные услуги выпускникам. Сами же ЦСТВ должны были выполнять следующие функции:
· интеграционные,
· информационные,
· образовательные,
· исследовательские,
· консалтинговые,
· организационные
В 2006 году увидела свет стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Один из приоритетных проектов которой («Карьера») направлен в частности на:
· развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
· вовлечение молодежи в деятельность различных трудовых объединений;
· организация профориентационной работы по обоснованному выбору молодежью профессии или вида трудовой деятельности, получению профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда;
· поддержка социально-экономических инициатив молодежи.[6]
Предпринятые меры оказали определенное воздействие на трудоустройство молодежи. Показатели улучшились.[7] Однако проблемы в трудоустройстве молодых специалистов остаются.
Основные проблемы на данный период[8]
Диспропорция в выпуске специалистов. Специалистов в области юриспруденции и экономических дисциплин система образования выпустила на несколько десятков лет вперед[9]. В то время когда некоторые отрасли промышленности испытывают дефицит кадров, большая часть этих специалистов остается невостребованной по специальности[10]. Наблюдается снижение числа студентов профессиональных училищ и увеличение количества людей желающих получить высшее образование. В 2006 году Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2005г. на 55 тыс. человек, или на 7%. Прием в государственные и муниципальные ВУЗы в 2006г. увеличился на 4 тыс. человек (на 0,3%) за счет студентов, принятых на платной основе, и составил 1376,7 тыс. человек.[11]. Хотя существует мнение о том, что недостаток кадров рабочих специальностей необходимо покрывать за счет модернизации производства и улучшений условий труда, так как производительность труда, например, в автомобилестроений в Нижегородской области составляет 4,6% от производительности труда в США. Т.е один американский рабочий производит столько же, сколько же более 20 российских[12], на данный момент проблема стоит достаточно остро.
Недостаток информации и завышенная самооценка у молодых специалистов. Нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры - это является одной из основных причин, по которой многие выпускники не могут найти работу по специальности. Так Кемеровский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения проводил опрос «об информированности студентов Вузов и профучилищ о состоянии рынка труда». Результаты опроса показали низкую информированность учащихся по правовым вопросам и состоянию рынка труда – 74% указали, что мало информированы, какие профессии востребованы на рынке труда, 60% плохо ознакомлены с основами трудового законодательства, правами и обязанностями в трудовой сфере[13].
Кроме того, отрицательную роль играют завышенные требования и амбиции не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке. Отсутствие навыков коммуникативности, слабая языковая подготовка.
Несоответствие получаемых знаний современным требованиям рынка. Многие программы, преподаваемые в вузах, на сегодняшний день основательно устарели (особенно это касается технических специальностей) и не имеют отношения к потребностям рынка труда. Поэтому во многих компаниях приходятся обучать молодых специалистов заново
Нехватка практических знаний - Основная проблема молодых специалистов, по мнению работодателей и представителей кадровых агентств - недостаток опыта работы и связанная с этим нехватка практических знаний.[14] Многие вузы ориентированы на теоретизированный, академический подход в обучении студентов. Студенческая практика чаще всего является формальной и неэффективной, не дающей представления о том, что ждет выпускника на работе после окончания вуза. Притом, что большинство кадровиков отмечают довольно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников, ее приложение в реальной деятельности компаний в большинстве случаев оказывается бесполезным
Список Литературы:
Нормативно правовые документы:
1. Федеральный закон о дополнительном образовании
2.Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием
3.ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ РОССИИ (2001-2005 ГОДЫ)" 4. П Р И К А З от 16.10.2001 Москва N 3366 О программе "Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования
5.Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)
6.Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года
7.Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования Москва 2000
8.Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2006 год
Статьи и периодика:
9.Биржа труда No 69(497),
10. Кадры предприятия №3 / 2003
11.Н.В. Павельева, О.Н. Гречаник Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения Некоторые проблемы взаимоотношений "работодатель - молодой специалист" на рынке труда.
12. Нижегородский Университет №4,07
13.«Проблема трудоустройства выпускников и взаимодействие вузов и работодателей в условиях развития рыночных отношений в экономике» Н.Ю. Бабанов, Департамент образования Нижегородской области,
В.В. Лебедев, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.