Культурная сфера одна из наиважнейших сфер жизни нашего общества. Отсутствие культурных связей между людьми, проживающими на определенной территории, незнание обычаев и устоев, необразованность и неумение изучать уроки истории могут привести к пагубным последствиям, как для отдельной личности, так и для общества в целом. От уровня культуры зависит духовное состояние людей, влияющее на их поступки. От того, что через «культурные каналы» будет транслироваться людям, и как это будет восприниматься, будет зависеть наше будущее, предпосылки построения нового общества, основанного на взаимоуважении, соблюдении законов и норм морали.
Немало важную роль в культурной сфере играет политика государства, ориентиры, цели и задачи, которые ставит перед собой власть. Важны также направления взаимодействия между федеральным правительством и регионами.
Нижегородская область – одна из ведущих областей всего приволжского федерального округа, культурный центр общероссийского значения. Правильное осуществление политики в культурной сфере региона позволит усилить предпосылки и для экономического развития региона. К тому же нельзя забывать и о том, что во многих зарубежных странах сфера культуры приносит дополнительный доход благодаря грамотному ведению дел
Основные задачи - описать характерные особенности менеджмента в социально культурной сфере, основные направления политики государства в области культуры и самое главное изучить особенности управления культурной сферой в регионе на примере Нижегородской области
Глава 1. Характерные черты менеджмента в культурной сфере 1.1 Сущность менеджмента
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под культурной сферой будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека[11].
Деятельность в культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.
Менеджмент в культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую
(платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества – не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от государства.
1.2 Характерные черты менеджмента в сфере культуры
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).
Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное – средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной компании нового диска или альбома.
Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т.д.
Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.
Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то – заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то – благотворительными фондами и т.д. Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.
Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в социально-культурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в социально-культурной сфере от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг.
Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.
Бизнес все более интегрируется с другими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. Все большее распространение получили спонсорство и благотворительность, патронаж. Все это не только резко изменило и обогатило своим содержанием технологию менеджмента, придало ему характер социально и культурологически ориентированной деятельности.
Важно, что все эти особенности проявляются на фоне бурного развития современных информационных технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы уже современная реклама, PR, другие бизнес-технологии. Интенсивно проникают эти технологии и в социально-культурную сферу, открывая перед нею совершенно новые горизонты развития.
Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.
В этом плане современный бизнес, как впрочем, и политика, все более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности.
В нашей стране очень велико государственное влияние на культурную сферу. Менеджмент в сфере государственного управления культуры в целом несколько отличается задачами, стоящими перед управленцем. Основные из них это даже не получение прибыли, а сохранение и приумножение культурного наследия, формирование «культурного общества»
Глава 2. Основные направления государственной политики в культурной сфере 2.1 Направления культурной деятельности.
Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «основах законодательства Российской Федерации о культуре»'[19]~. Это:
· выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
· архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
· самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;
· книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
· эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.
Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности госу - дарственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.
К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны. 2.2 Государственная политика в сфере культуры
Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства на основе культурного разнообразия – важнейшая предпосылка успешного развития России. В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации.
Федеральное законодательство и современное состояние российского общества позволяют выстраивать государственную культурную политику на новых демократических принципах, что предполагает развитие горизонтальных связей между центром и регионами, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах. В то же время, разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.
Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов развития сферы культуры и массовых коммуникаций, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: «каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; гарантируется свобода массовой информации; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Эти положения, конкретизированные в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, помогли определить следующие основные направления государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций на перспективу до 2010 года:
1. Культура как основа и ресурс духовного развития единой российской нации, социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности страны.
2. Сохранение и укрепление единого культурного и информационного пространства России.
3. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народа России, поддержка и распространение лучших отечественных традиций и достижений.
4. Совершенствование отечественных систем художественного образования, просветительства в целях сохранения преемственности духовно-нравственных ценностей и традиций.
5. Разработка современных механизмов администрирования и финансирования в сфере культуры и массовых коммуникаций в условиях социально-экономического развития Российского государства и общества.
6. Совершенствование законодательства в сфере культуры и массовых коммуникаций и создание условий для обеспечения свободы слова, творчества, преподавания, участия в культурной жизни, пользования учреждениями культуры и доступа к культурным ценностям.
7. Интеграция в мировой культурный и информационный процесс, формирование позитивного образа России [3].
Единое культурное и информационное пространство России, связано системой духовных ценностей, культурных и социальных событий, которые объединяют народ, укрепляют государство, способствуют становлению и развитию институтов гражданского общества.
Современное понимание культурного наследия включает как материальные, так и нематериальные компоненты: памятники культуры и истории, окружающую их природную среду, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, национальные традиции, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла. 2.3 Региональная политика в сфере культуры
Разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти положительно влияет на организацию культурной жизни страны, фокус внимания общества всё более смещается в сторону региональной политики, к работе местного самоуправления. Однако, перенесенная на уровень городских и сельских поселений и неподкрепленная источниками финансирования ответственность за развитие сферы культуры, при отсутствии социокультурных стандартов, может усилить дифференциацию среди граждан по уровню и качеству предлагаемых культурных услуг.
Необходима серьезная работа региональных властей в области культурной политики, направленной на сохранение этнокультурного разнообразия, поддержку традиций и новых подходов при усилении горизонтальных связей и системы межрегионального взаимодействия.
Основные задачи региональной политики в сфере культуры формируются как:
1. Поддержка социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии этнокультурного многообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни; использование «культурного капитала» для экономического и социального развития, создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов.
2. Создание условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межрегионального и межнационального культурного диалога, увеличение числа мероприятий, проводимых в рамках культурного обмена (фестивали, театральные гастроли, выставки и т.д.).
Современная практика администрирования в сфере культуры исходит из более гибкого управления культурными процессами, ориентируется на создание разветвленной системы партнерства с одновременным сохранением ответственности всех уровней власти за формирование и исполнение государственной политики, а также четкое распределение компетенции между различными административными уровнями.
Начавшееся в нашей стране совершенствование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций учитывает мировой опыт, исходит из отечественных традиций и предусматривает:
- переход от управления культурными учреждениями к управлению социально-значимыми проектами и программами, переход от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетирования, разработку критериев для оценки качества деятельности организаций культуры и массовых коммуникаций, получающих государственное финансирование;
- стимулирование развития государственно-частного партнерства, переход к практике смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ;
- разработку и реализацию федеральных, межведомственных и ведомственных целевых программ, участие в региональных программах развития сферы культуры и массовых коммуникаций;
- совершенствование методов стратегического планирования деятельности в сфере культуры и массовых коммуникаций.
Социально-экономические и политические преобразования последнего десятилетия оказали существенное влияние на дальнейшее развитие российского общества. Переход к новым формам политического устройства и методам хозяйствования потребовал пересмотра всей нормативной правовой базы в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, а так же архивного дела. О значимости и глобальности проблемы правового регулирования перечисленных отраслей, находящихся в компетенции Министерства, ярко свидетельствует тот факт, что в настоящее время отношения в данных областях регулируются около 60 федеральными законами и более 100 подзаконными актами. Многие из них были приняты в начале 90-х годов прошлого века, в другую эпоху, что обусловило наличие множества коллизионных норм, а порой и взаимоисключающих решений по тем или иным вопросам. Большинство нормативных правовых актов требуют приведения в соответствие с современными реалиями и тенденциями, с нормами законодательства, смежного с отраслью. Часть нуждается в разработке принципиально новых подходов к регулированию отраженных в них социально-общественных отношений. 1 января 2005 г. был принят Федеральный закон № 95-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно закону, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации будет осуществляться охрана и сохранение памятников только регионального значения, а за счёт средств местных бюджетов – памятников местного (муниципального) значения, что ухудшает положение памятников федерального значения [2]. В этой связи своевременным станет разработка законодательных мер государственного стимулирования частного капитала, привлекаемого для поддержки национального культурного достояния.
Глава 3. Управление в сфере культуры в Нижегородской области
3.1 Сфера культуры Нижегородской области
Сфера культуры в Нижегородской области достаточно обширна, она включает в себя свыше 17,5 тысяч человек работающих, из них: заслуженных деятелей искусств Российской Федерации – 20 заслуженных деятелей искусств РСФСР – 7 заслуженных работников культуры Российской Федерации – 198 заслуженных работников культуры РСФСР – 55
Для населения существует широкая сеть культурно-просветительских учреждений. Свыше 2,8 тысяч государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе: 1178 клубных учреждений 1166 библиотек 7 государственных и 61 муниципальных музеев 5 выставочных залов 10 муниципальных парков культуры и отдыха 15 театров филармония консерватория 7 средних специальных профессиональных учебных заведений 120 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств 3 оркестра профессиональный хоровой коллектив государственное предприятие Нижегородской области «Облкиновидеообъединение» киноцентр «Рекорд» 246 киноустановок областной научно-методический центр народного творчества областной методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства государственное образовательное учреждение Нижегородской области инновационно-научный ресурсный «Центр «Культура» и др.
Можно сделать вывод, что в распоряжении региональных органов власти есть большие рычаги культурного воздействия на жителей региона, существуют значительные возможности для работы в этой области
3.2 Структура органов исполнительной власти Нижегородской области
Статья 72 Конституции Российской Федерации определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Положения данной статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Правительство Российской Федерации, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет в рамках определенных ему полномочий управление в социальной сфере, в сфере науки, культуры и образования.
Непосредственную реализацию положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в социально-культурной сфере деятельности государства, кроме Правительства Российской Федерации, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В Нижегородской области, как субъекте Российской Федерации, есть региональные огрганы исполнительной власти, структура которых утверждена Указом Губернатора Нижегородской области от 24 октября 2007 года № 55 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области".
Главой администрации области является губернатор - высшее должностное лицо в области.
Один из заместителей губернатора согласно структуре органов исполнительной власти области руководит группой министерств, департаментов, управлений, которые входят в блок осуществляющих управление социальной сферой, отвечающих за социальную политику. Такими органами исполнительной власти в Нижегородской области на 2008 год являются[18]:
· Министерство здравоохранения Нижегородской области
· Министерство образования Нижегородской области
· Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
· Департамент по культуре Нижегородской области
· Департамент по развитию спорта Нижегородской области
· Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области
Департаменты осуществляют свои полномочия в соответствии с Положениями о департаментах, которые утверждаются постановлением губернатора области, определяющим их административно-правовой статус, задачи, выполняемые функции, структуру и штаты, а также конкретные полномочия директоров департаментов и их заместителей[14]. 3.3 Департамент по культуре Нижегородской области
Департамент по культуре Нижегородской области проводит государственную политику в области культуры, искусства, кинофикации и кинопроката, а также осуществляет координацию деятельности других органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления на территории Нижегородской области в сфере культуры в случаях, установленных законодательством Нижегородской области.
Основными задачами и целями Департамента по культуре являются:
1. Осуществление на территории Нижегородской области государственной областной политики в сфере культуры.
2. Определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры.
3. Координация деятельности подведомственных учреждений культуры и искусства.
4. Содействие развитию национальных культур народов Российской Федерации на территории Нижегородской области.
5. Содействие развитию инфраструктуры отрасли на территории области.
В соответствии с возложенными на него задачами департамент по культуре выполняет следующие функции:
1. Разрабатывает предложения, проекты и иные нормативные правовые акты по законодательству в сфере культуры, принимает участие в разработке и реализации федеральных и областных целевых программ.
2. Осуществляет координацию и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.
3. Участвует в разработке проектов соглашений, договоров и программ по сотрудничеству Нижегородской области в сфере культуры с другими субъектами Российской Федерации и в осуществлении международных культурных связей.
4. Разрабатывает и реализует совместно с органами местного самоуправления программы кадрового потенциала учреждений культуры.
5. Обеспечивает разработку прогнозов и перспективных направлений развития материально-технической базы сферы культуры.
6. Обеспечивает участие Нижегородской области в гастрольной и выставочной деятельности подведомственных учреждений.
7. Оказывает поддержку и содействие деятельности на территории Нижегородской области общественных центров и организаций национальных культур.
3.4 Структура департамента по культуре Нижегородской области.
Рисунок 1 Структура департамента по культуре Нижегородской области
Отдел поддержки профессионального искусства и образования Основные направления деятельности проведение государственной политики в области профессионального искусства и образования сферы культуры; сохранение, развитие и поддержка государственных, муниципальных и иных форм собственности учреждений профессионального искусства; создание условий для сохранения и развития культурных традиций, художественного творчества; формирования эстетических взглядов и вкусов населения; внедрение инновационных форм деятельности учреждений культуры и искусства; сохранение отечественной системы художественного образования
Отдел поддержки и развития кино и фотоискусства, информационно-аналитической деятельности Основные направления деятельности сохранение киносети области, улучшение кинообслуживания населения; модернизация кинопоказа в районных центрах и сельской местности, развитие современного передвижного фильмопоказа; пополнение областного фильмофонда новыми кинофильмами отечественного и зарубежного производства; поддержка профессионального фотоискусства и любительского фотографического творчества; обобщение информации и анализ деятельности комитета и отрасли в целом.
Отдел социально-культурной деятельности, библиотек и музеев Основные направления деятельности проведение государственной культурной политики в области культурно-досуговой деятельности, библиотечного и музейного дела региона; создание нормативно-правовой базы для эффективного функционирования государственных , муниципальных , поселенческих, межпоселенческих клубов, Домов культуры, библиотек, музеев и др.учреждений культуры ; реализация социально-значимых программ, проектов, связанных с комплектованием библиотечных и музейных фондов, внедрением новых информационных технологий,новых форм межкоммуникационного общения в деятельность культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев; содействие органам и учреждениям культуры в создании условий для обеспечения сохранности и защиты культурных ценностей, хранящихся в библиотеках, музеях и др.учреждениях культуры; создание условий для сохранения и развития традиционной народной культуры: фольклора, народных праздников и обрядов, ремёсел; самодеятельного художественного творчества и др.форм нематериального культурного наследия; поддержка и продвижение инновационных проектов в сфере досуга, библиотечного и музейного дела; осуществление мер, направленных на повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров для учреждений культуры села.
Отдел правового обеспечения и кадров Основные направления деятельности организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений комитета по кадровым, правовым вопросам, а также вопросам касающихся делопроизводства и исполнения документов; правовое и кадровое обеспечение деятельности комитета; управление персоналом на основе современных методов кадрового менеджмента; соблюдение трудового законодательства в деятельности комитета по культуре; подготовка и предоставление руководству информационно-аналитических материалов о состоянии и перспективах развития трудовых ресурсов, нормативно-правовой и кадровой работы отдела; совершенствование и внедрение новых методов организации работы, в том числе на основе использования современных информационных технологий; участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений руководства комитета; совершенствование системы делопроизводства комитета; подготовка и оформление документов в соответствии с действующими стандартами и правилами; контроль за прохождением и исполнением документов в комитете; решение иных задач в соответствии с целями комитета.Отдел экономики, планирования, финансирования и комплексных программОсновные направления деятельности формирование областного бюджета комитета по культуре, корректировка его в процессе исполнения, осуществление финансирования учреждений и мероприятий комитета; участие в разработке и реализации областных и федеральных целевых программ, прогноза социально-экономического развития Нижегородской области по отрасли "Культура", стратегического плана развития области; оказание методической и иной помощи по вопросам экономики, планирования и финансирования учреждений культуры и искусства области, по вопросам организации и оплаты труда работников культуры; сбор периодической и сводной статистической отчетности по отрасли «Культура» в целом по Нижегородской области; участие в разработке нормативов бюджетного финансирования учреждений культуры на основе государственных минимальных социальных стандартов обеспеченности населения области услугами учреждений культуры; обеспечение контроля за целевым и своевременным использованием бюджетных средств, анализ финансового состояния отрасли.Отдел инвестиций, строительства, реставрации и МТООсновные направления деятельности строительство реконструкция объектов культуры; реставрация объектов культуры, в которых размещаются учреждения культуры областного подчинения; капитальный и текущий ремонт подведомственных учреждений культуры; реализация инвестиционных проектов, по объектам культуры, касающихся строительной деятельности; обеспечение учреждений культуры Нижегородской области музыкальными инструментами, свето- и звукотехническим и другим оборудованием; сбор, обобщение и анализ сведений о состоянии материально-технической базы учреждений культуры; разработка конкурсной документации по всем направлениям деятельности, касающееся размещения заказов на закупку товаров, работ, услуг; разработка документации по проведению котировок, организация и проведение размещение заказов на закупку товаров, работ и услуг способом запроса котировок по всем направлениям деятельности комитета по культуре и подведомственным учреждениям культуры; организация мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности в учреждениях культуры; контроль за ходом под