ВВЕДЕНИЕ Внешнеэкономические связи одно из важных направлений деятельности муниципального образования. Развитие международного сотрудничества на уровне муниципалитетов – наверное, самый эффективный способ международной экономической интеграции. Ведь чем ближе уровень власти к реальному сектору экономики, тем быстрее происходит проникновение иностранного капитала в конкретную отрасль, на конкретное производство. Не маловажный факт и то, что Россия находится только на стадии становления у себя уровня муниципальной власти. И относительно молодым российским муниципальным образованиям требуется заграничный опыт построения работы. В эпоху конкуренции и постоянной борьбы за ресурсы и временного оттока иностранного капитала из России, тема внешнеэкономических связей приобретает особой смысл, ведь без построения прочных и долгосрочных отношений с иностранными партнерами невозможно долго удерживать их на своих рынках, в ведущих отраслях муниципального образования
Глава 1. Внешнеэкономические связи 1.1Понятие внешнеэкономических связей Внешнеэкономические связи - совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.[14] Во внешнеэкономических связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции. Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы: - внешнюю торговлю; - международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество; - международное инвестиционное сотрудничество; - международное научно-техническое сотрудничество; - экономическое и техническое содействие; - валютно-финансовое сотрудничество. Экономические связи осуществляют субъекты внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность может быть определена как деятельность субъектов хозяйственной деятельности разных стран, которая основывается на взаимоотношениях между ними и имеет место как на территории страны регистрации субъекта, так и за ее пределами. Понятия “внешнеэкономические связи” и “внешнеэкономическая деятельность” соотносятся между собой как понятия “форма” и “содержание”. Исторически развитие экономических связей связана со следующими обстоятельствами: Развитие производительных сил способствовало увеличению масштабов производства, улучшению условий транспортировки. Это создало условия для внешнеторгового обмена. 1) Развитие крупного машинного производства усилило потребность в сырье, продовольственных товарах для крупных промышленных центров. 2) Развитие специализированного массового производства потребовало емкого рынка, превышающего национальный спрос на производимые товары. 3) Внешняя торговля позволила повысить прибыль производителя за счет снижения расходов на сырье, рабочую силу, увеличения объемов производства, использования техники и технологии мирового уровня. 4) Конкуренция сводит мировые цены до уровня общественно необходимой интернациональной стоимости товара, которая ниже, чем в менее развитых странах, и выше, чем в развитых странах. Поэтому товар развитой страны продается на мировом рынке по цене более высокой, чем на национальном рынке. Страны с низким уровнем развития также могут иметь выигрыш от внешней торговли: на производство товара, полученного по импорту, на национальном предприятии затраты труда были бы большими, чем его затрачено на производство товара, являющегося эквивалентом при обмене на импортируемый товар и произведенной в национальном производстве. 5) Вывоз капитала ведет к расширению внешнеэкономического оборота (поставки средств производства на сооружаемые производства за рубежом, вывоз готовой продукции). 1.2 Предпосылки возникновения внешнеэкономических связей Современными предпосылками развития экономических связей мирового хозяйства являются: 1.Научно-технический прогресс. Сегодня каждая страна не в состоянии своими силами использовать все достижения научно-технической революции, поэтому важно объединять усилия стран в этом направлении. 2. Углубление процессов интернационализации хозяйственной жизни, международного разделения труда, экономической интеграции, мирового рынка. Эти процессы ведут к формированию элементов мирового интернационального производства, способствуют возникновению и развитию новых структурных звеньев в системе экономических связей мирового хозяйства. 3. Функционирование различных форм собственности в странах-партнерах, а также на международном уровне. Эта предпосылка отражает процессы, которые происходят в постсоциалистических странах. Наряду с объективными материальными предпосылками и экономическими факторами на развитие системы экономических связей мирового хозяйства влияют субъективные политические условия. К ним, прежде всего необходимо отнести определенные ограничения и льготы, которые представляют государства своим партнерам по внешнеэкономической деятельности, экономические санкции, которые устанавливаются отдельными странами либо международными организациями (ООН, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд) к отдельным странам. 1.3 Экономические отношения как проявление экономических интересов Методологическим подходом к изучению сущности и содержания системы внешнеэкономических связей должны стать положения о том, что, во-первых, эти связи образуют систему международных экономических отношений, а, во-вторых, что экономические отношения каждого общества проявляются как интересы. Выявление и уяснение интересов, которые реализуются в международных экономических отношениях, дает возможность выделить различные уровни и группы субъектов внешнеэкономической деятельности, выявить движущие силы развития их связей, проанализировать современное состояние внешнеэкономических связей. Экономические интересы - это объективные мотивы деятельности людей, которые отражают их отношения по поводу формирования и движения материальных условий производства и реализации его целей. Экономические интересы возникают, развиваются и отмирают. Предметом нашего рассмотрения есть система экономических интересов мирового хозяйства. В этой системе выделяются две подсистемы - национальных экономических интересов и интернациональных экономических интересов. Между ними существует диалектическая взаимосвязь. Подсистема национальных экономических интересов действует в рамках каждой страны. В обобщенном виде она может рассматриваться как органическая совокупность экономических отношений по поводу формирования и движения национальных условий общественного производства и реализации его целей. Национальные экономические интересы отдельных стран участвуют в формировании интернациональных экономических интересов и испытывают на себе влияние последних. Интернационализация хозяйственной жизни приводит к формированию системы международных хозяйственных отношений, а соответственно, и интернациональных экономических интересов. Национальные экономические интересы каждой отдельной страны выступают определяющими по отношению к интернациональным. Они обуславливают конкретные направления действия системы интернациональных интересов. Структура подсистемы национальных экономических интересов достаточно сложная. Она включает государственные интересы страны в рамках мирового хозяйства; государственные интересы в национальных рамках; интересы в национальных рамках на различных уровнях общественного производства. В последнем случае речь идет об экономических интересах земель, штатов (в федеральных государствах); народностей; социальных групп (например, интеллигентная); специальностей (например, авиадиспетчеры); территориально-хозяйственных единиц регионов ; отраслей общественного производства; объединений, ассоциаций и т. д. ; предприятий; отдельных членов общества. Кроме того, существует и временной горизонт функционирования экономических интересов, которые можно рассматривать как долгосрочные, перспективные, текущие и др. При всем разнообразии указанных выше национальных экономических интересов всем им присущ общий системообразующий признак. Им является субъект общественного производства. Прежде всего это государство, фирма, корпорация, банк, предприятие, а также менеджеры и отдельные работники общественного производства. Экономические интересы, которые возникают между ними выражают, соответственно, интересы общества, коллектива, личности. Они не всегда могут совпадать. Подсистема интернациональных экономических интересов отражает экономические отношения по поводу формирования и движения тех элементов общественного производства, которые охвачены интернациональными связями. Главными агентами субъектов международных экономических отношений выступают государства мирового содружества. Именно на международном уровне согласовываются стратегические экономически интересы партнеров относительно развития перспективных направлений экономического, научно-технического сотрудничества. Предприятия, фирмы, объединения, ассоциации, организации, товарищества как субъекты международных экономических отношений выражают два вида интернациональных экономических интересов: интернациональный экономический интерес страны, в которой они функционируют и свои интересы микроуровня в международной сфере. Субъектами экономических интересов мирового хозяйства выступают и международные хозяйственные организации, объединения, совместные предприятия. Среди субъектов международных экономических интересов мирового хозяйства можно выделить и межгосударственные экономические организации (например, Международный валютный фонд). Согласованные в таких организациях экономические интересы партнеров становятся общими. Их интернациональные экономические интересы проявляются и в сотрудничестве со странами, которые не входят в состав этих организаций, и с другими международными экономическими организациями. К субъектам экономических интересов мирового хозяйства принадлежат также интеграционные объединения государств мирового содружества (например, Европейский Союз, Латиноамериканская экономическая система). В них интернациональный интерес направлен на достижение высшего мирового уровня развития каждой страны-члена. Уяснение состава субъектов подсистемы интернациональных экономических интересов дает возможность определить структуру самой подсистемы. Ее составляют экономические интересы отдельных государств при выполнении ими хозяйственных функций на международном уровне; экономические интересы национальных предприятий, объединений, товариществ, организаций, которые выступают участниками взаимных хозяйственных связей между странами-партнерами; экономические интересы международных хозяйственных организаций, объединений, товариществ, совместных предприятий, которые функционируют как на двусторонней, так и на многосторонней основе; экономические интересы отдельных групп государств, которые являются участниками специализированных межгосударственных хозяйственных организаций; экономические интересы государств интеграционного объединения. Интернациональные экономические интересы также могут быть долгосрочными, стратегическими и краткосрочными. С учетом особенностей формирования, проявлены и действия интернациональные экономические интересы составляют три группы: 1) материальные интересы. Они четко прослеживаются на поверхности экономических явлений и выявляются, прежде всего, во взаимных хозяйственных связях стран-партнеров, национальных предприятий, объединений, ведомств, министерств; 2) интернациональные экономические интересы, которые возникают в международных хозяйственных организациях, межгосударственных экономических организациях, совместных предприятий. Установление и реализация этих интересов проходит в два этапа. Сначала осуществляется процесс согласования интересов участников общности, потом формируется единый интернациональный экономический интерес; 3) интернациональные экономические интересы интеграциональных объединений государств мирового содружества. Носителями этих интересов выступает каждая страна-участник объединения. Структурные элементы системы экономических интересов, которые действуют как на национальном, так и на интернациональном уровнях, характеризуются определенной субординацией. В Рамках национальных государств процесс субординации имеет больше выраженную директивную форму, в подсистеме интернациональных экономических интересов - индикативный, рекомендательный характер. Индивидуальные экономические интересы членов международного хозяйственного объединения подчиняются принятым принципам и нормам хозяйственной деятельности, которая удовлетворяет их общие материальные интересы. Экономические интересы мирового хозяйства являются движущей силой, источником развития экономических связей. Они находятся во взаимодействии и постоянно сталкиваются. Эта нестыковка интересов и выступает противоречием в экономических явлениях, которое дает толчок для их развития. Процесс разрешения противоречий фактически означает согласование взаимных интересов партнеров и в то же время возникновение противоречивых интересов на новом уровне. 1.4 Экономическое разделение труда Основой внешнеэкономических связей является международное разделение труда. Это высший уровень общественного разделения труда, связанный с выходом труда за рамки воспроизводственного хозяйственного комплекса отдельной страны. Оно означает специализацию отдельных государств на определенных видах производственной деятельности, тех или иных отраслях, изделиях или услугах, которая обуславливает необходимость обмена результатами производства, научно-технической деятельностью, товарами, т.е. международную мировую торговлю. Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве двух процессов в производстве: расчленения и объединения. Производственный процесс расчленяется на относительно самостоятельные обособленные одна от другой фазы, концентрируется на отдельных стадиях производства, на определенных территориях в отдельных странах. Одновременно происходит объединение отделившихся производств, устанавливается взаимодействие между ними. Следует различать три основных типа международного разделения труда: 1. Общее - это разделение по сферам производства (добывающая, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство). Специализация обуславливается наличием соответствующих природно-климатических условий. Такая специализация делит страны экспортеры-импортеры на индустриальные, сырьевые, аграрные. 2. Частичное - это разделение труда, которое предполагает специализацию на определенных отдельных отраслях производства, видах готовой продукции. Оно обуславливает увеличение межотраслевого обмена готовыми изделиями, диверсификацию производства и экспорта. Диверсификация есть увеличение видов и наименований продукции и услуг, предназначенных на экспорт. 3. Единичное - это разделение труда, которое предполагает специализацию различных стран на изготовление отдельных узлов, деталей, агрегатов и компонентов продукции, на технологических стадиях промышленного производства. Три типа международного разделения труда могут сочетаться. Под влиянием международного разделения труда экономические связи между странами переходят от традиционной торговли к международной специализации и кооперированию производства, совместного строительства предприятий, совместной эксплуатации предприятий на международных условиях. Создаются международные хозяйственные организации. Следует отметить, что международное разделение труда как экономическая категория неотъемлемо и взаимообусловлено с такими понятиями как международная специализация и кооперирование производства, которые являются элементами и составляют существо международного разделения труда. Международная специализация производства - это такая форма разделения труда между странами, при которой происходит дифференциация национальных производств, отделение в самостоятельные технологические процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей. Она может быть предметная (изготовление готовых продуктов), подетальная (изготовление компонентов продуктов) и технологическая или стадийная (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов). Международная кооперация производства - это форма международного разделения труда, при которой труд работников разных стран непосредственно соединяется в повседневном взаимодействии в одном и том же либо в разных, но взаимосвязанных между собой процессах производства. Основными признаками международного производственного кооперирования являются следующие: - предварительное согласование сторонами условий совместной деятельности; - координация деятельности предприятий-партнеров в определенной сфере; - наличие как субъектов производственного кооперирования фирм из разных стран; - закрепление в договоре главных объектов кооперирования (готовых изделий, компонентов продуктов и соответствующей технологии); - распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление среди них производственной специализации; - взаимная или односторонняя поставка товаров для реализации производственных программ в рамках кооперирования. Таким образом, на основе международного разделения труда формируются и развиваются международные экономические связи определяющие объем, структуру и содержание внешнеэкономической деятельности, в результате которой реализуются экономические интересы субъектов этой деятельности. Глава 2. Внешнеэкономические связи муниципальных образований. 2.1 Проблемы правового регулирования внешних связей муниципальных образований и органов местного самоуправления В настоящее время внешние связи органов местного самоуправления и муниципальных образований с иностранными партнерами регулируются на федеральном уровне Федеральными законами от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», которые содержат отдельные положения, касающиеся внешнеторговой деятельности муниципальных образований и внешнеэкономической деятельности органов местного самоуправления. Вместе с тем, правовое регулирование указанного вопроса носит отсылочный характер. Закрепляя общее положение о праве муниципальных образований на осуществление внешних связей, законодатель устанавливает, что порядок осуществления этих связей должен быть урегулирован другим федеральным законом[9]. Так, например, Федеральные законы от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 8 декабря 2003 г. 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливают, что «органы местного самоуправления в интересах населения в устанавливаемом законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность», а также «муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами». Однако до настоящего времени ни один из федеральных законов не урегулировал порядок осуществления органами местного самоуправления внешнеэкономической деятельности. В этой связи субъекты Российской Федерации попытались урегулировать пробел федерального законодательства своими нормативными правовыми актами. Так, например, в соответствии с Законом Пермской области «О международных связях Пермской области» муниципальные образования наделялись правом на участие в осуществлении международных связей с административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных для этой цели. Этим же законом органы государственной власти области осуществляли координацию участия муниципальных образований в осуществлении международных связей за международными и внешнеэкономическими связями органов местного самоуправления с вышеназванными иностранными партнерами. В настоящее время положения Закона, связанные с участием муниципальных образований в осуществлении международных связей, признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу решения суда. Закон Нижегородской области "О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области" содержит аналогичные нормы, при этом, наделяя органы местного самоуправления области правом осуществлять международные и внешнеэкономические связи и с субъектами иностранных федеративных государств. Этим же законом устанавливается порядок регистрации таких соглашений, а органами исполнительной власти области осуществляется координация за международными и внешнеэкономическими связями органов местного самоуправления.[9] С учетом того, что аналогичные нормы признаны Верховным Судом Российской Федерации противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу этого решения, то такие нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах других субъектов Российской Федерации, не подлежат применению на всей территории Российской Федерации. Положение о порядке осуществления международных и внешнеэкономических связей на территории Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области «О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Пензенской области», которым устанавливается единый порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, признано утратившим силу (постановление Правительства Пензенской области от 7 февраля 2005 г. № 58 пП). Таким образом, попытки урегулировать региональными актами пробел федерального законодательства фактически привели к его нарушению. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизировал, что органы местного самоуправления вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи, но также в порядке, установленном федеральным законом (пункт 8 части 1 статьи 17). В данном случае норма носит декларативный характер, поскольку порядок осуществления таких связей должен быть установлен специальным федеральным законом федеральным законом. Существуют и иные проверенные практикой, формы осуществления внешних связей муниципальных образований, как побратимские связи городов, сотрудничество в рамках Ассоциации малых и средних городов России, Российского союза исторических городов и регионов и Союза малых городов Российской Федерации. Кроме того, Российской Федерацией в 2002 г. ратифицирована Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, которая содержит раздел рамочных межмуниципальных соглашений, применяемых органами местного самоуправления приграничных субъектов Российской Федерации. Муниципальные образования наряду с другими хозяйствующими субъектами в рамках законодательства (статья 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») могут осуществлять и внешнеторговую деятельность. Международные и внешнеэкономические связи согласно Конституции Российской Федерации осуществляют субъекты Российской Федерации (пункт «о» статьи 72). Поскольку осуществление таких связей субъектами Российской Федерации неразрывно связано с внешней политикой государства, то они подлежат координации со стороны федерального центра. Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» установлен порядок координации, который является неотъемлемым элементом правового механизма осуществления международных и внешнеэкономических связей органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Что касается органов местного самоуправления, то осуществление ими «международных и внешнеэкономических» связей понимается как часть собственных полномочий органов местного самоуправление, т. е. полномочий, в рамках которых решаются вопросы местного значения. По нашему мнению, вряд ли осуществление международных и внешнеэкономических связей органами местного самоуправления можно отнести к решению вопросов местного значения, поскольку «социальное предназначение местного самоуправления состоит, прежде всего, в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения». Необходимо отметить, что органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения самостоятельны (статьи 12, 130-132 Конституции Российской Федерации) и осуществлять координацию со стороны федеральных органов или органов государственной власти субъектов Российской Федерации за международными и внешнеэкономическими связями органов местного самоуправления не представляется возможным. Необходимо затронуть и финансово-экономический аспект этой проблемы.Проводимая реформа местного самоуправления увеличила число муниципальных образований (свыше 24 тысяч по Российской Федерации), однако большинство из них не имеет достаточной финансовой базы. Большинство местных бюджетов являются дотационными, а мероприятия, связанные с осуществлением внешних связей органов местного самоуправления (прием иностранных делегаций и поездки за рубеж), требуют значительных затрат из местных бюджетов. 2.2 Развитие внешнеэкономических отношений в России на уровне городов. С начала 1990-х гг. качественно изменились условия внешнеэкономической деятельности на уровне муниципальных образований. Некоторые города были открыты для посещения иностранцев только с 1990 г.; изменились функции и роль местных органов власти в системе внешнеэкономических отношений; трансформировались права предприятий. Значение городов как субъектов международной деятельности в последнее время постоянно увеличивается, органы местного самоуправления все активнее включаются во внешнеэкономическую деятельность, поддерживают иностранный бизнес на своих территориях, помогают своим предприятиям осваивать внешние рынки.[8] Среди основных тенденций развития внешнеэкономических торговых связей крупнейших городов в последние годы можно отметить следующие: увеличение внешнеэкономических и сокращение межрегиональных кооперационных и торговых связей, связанное с уменьшение емкости внутреннего рынка в условиях экономического спада; рационализация внешних связей под воздействием закона спроса и предложения и иностранной конкуренции (на первый план вышли интересы прибыльности частных и государственных предприятий, эффективности хозяйственных связей); повышение доли услуг в сфере внешних связей и рост импорта туристических, коммерческих и финансовых услуг; ухудшение структуры экспорта, связанное с уменьшением доли экспорта машин и оборудования и увеличением экспорта сырья и конструкционных материалов; увеличение роли иностранных инвестиций в экономике городов; рост внешнеэкономических связей, реализуемых через транснациональные и многонациональные корпорации. Можно отметить следующие, достаточно общие для городов проблемы, связанные с реализацией внешних функций городов. Общей проблемой экспортеров городов является отсутствие доступа к информации о потенциальных рынках сбыта; не всегда оптимальна структура экспорта и импорта; недостаточно широко представлена география внешнеэкономических связей; не полностью используются возможности всех форм внешнеэкономических связей (преобладает торговля продукцией) и т. п. Для решения этих и иных возникающих проблем, для оптимизации внешнеэкономических связей городов возникает необходимость разработки программ, концепций внешнеэкономических отношений города. Такие программы являются организационной основой муниципальной политики в области развития внешних связей города, определяющей стратегию выбора приоритетных направлений развития внешних связей и обеспечивающей их реализацию. Возможными направлениями подобных программ могут являться следующие: координация и регулирование деятельности органов местного государственного управления, муниципальных предприятий, учреждений и организаций в области внешнеэкономических и межрегиональных связей; развитие и поддержание деловой активности через систему взаимодействия городских структур, предпринимателей и субъектов хозяйственной деятельности города и иностранных партнеров; совершенствование форм и методов поддержки предприятий и организаций города всех форм собственности в вопросах развития международных и межрегиональных связей; оказание информационных и консультативных услуг; создание позитивного имиджа города за рубежом; проведение маркетинга и продвижение города на международном уровне; формирование приемлемого в условиях существующего законодательства инвестиционного климата; увеличение объема, интенсивности и совершенствование структуры имеющихся связей; существенное расширение контактов с органами местного самоуправления зарубежных стран, в том числе ближнего зарубежья; налаживание взаимодействия с муниципальными образованиями России, государственными органами и общественными организациями в осуществлении международных связей и внешнеэкономической деятельности. Как показывает анализ зарубежного и отечественного опыта, механизм реализации вышеназванных направлений достаточно разнообразен и может включать следующие направления: проведение международных мероприятий (выставок, делегаций, переговоров, конференций и т. д.), привлечение к участию в них представителей предприятий и организаций города; создание совместных предприятий (СП), целью деятельности которых является решение социально-экономических проблем города и реализация программ администрации города; содействие открытию в городе офисов иностранных компаний и предприятий с участием иностранного капитала; продвижение предложений иностранных компаний по поставкам продукции, технологий, услуг; подбор иностранных партнеров в различных сферах деятельности; привлечение возможностей иностранных фондов и программ технического содействия для решения муниципальных вопросов и проблем предприятий города; содействие в реализации грантов и программ международных фондов; организация и поддержание партнерских, экономических, культурных, образовательных связей с городами-партнерами; организация проведения переговоров (контактов, приемов, визитов, выездов и т. д.) с зарубежными партнерами; создание и ведение базы данных инвестиционных проектов, экспортных возможностей предприятий города; проведение семинаров и конференций по тематике, связанной с внешнеэкономической деятельностью предприятий; приобретение современных знаний муниципальными служащими через привлечение иностранных экспертов и организацию стажировок. Глава 3. Внешнеэкономические связи города Нижний Новгород 3.1. Департамент внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации г.Нижнего Новгорода. Департамент внешнеэкономических и межрегиональных связей (далее - департамент) является структурным подразделением администрации города Нижнего Новгорода в соответствии со структурой администрации города Нижнего Новгорода, утвержденной постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 15.11.2005 г. № 88. Правовую основу деятельности департамента составляют Конституция Российской Федерации, федеральное и областное законодательство, правовые акты органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода, в том числе главы администрации города Нижнего Новгорода, а также настоящее Положение. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода, районными администрациями города Нижнего Новгорода, муниципальными предприятиями и учреждениями, городской Думой, Правительством и Законодательным Собранием Нижегородской области, органами государственной власти и управления Российской Федерации, другими российскими и зарубежными организациями. Функционально департамент подчиняется главе администрации города Нижнего Новгорода. Основные задачи департамента • Разработка и реализация политики администрации города Нижнего Новгорода в области развития внешнеэкономических, международных и межрегиональных связей. • Формирование имиджа Нижнего Новгорода как надежного партнера, обладающего мощным экономическим, инвестиционным, научным и культурным потенциалом. • Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в Нижнем Новгороде. • Информационно-аналитическое обеспечение деятельности администрации города Нижнего Новгорода в сфере внешнеэкономических, международных и межрегиональных отношений, привлечения инвестиций, туризма.
Рисунок 1 Структура Департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации г.Нижнего Новгорода [17]
3.2 Внешнеэкономический проект: ТАСИС "Местная демократическая сеть" Проект ТАСИС "Местная демократическая сеть" начался в декабре 1999г. и завершается в феврале 2001г. Партнерами администрации города Нижнего Новгорода в проекте выступают муниципалитеты городов Болонья (Италия) и Тампере (Финляндия). Цель проекта: развитие информационной демократической сети в Нижнем Новгороде. Задачи проекта: создать Интернет-сайт городской администрации, на котором будет размещена информация о деятельности администрации: структура, телефоны, законы, проекты решений и другая информация, интересующая граждан; оборудовать 2 точки бесплатного доступа в Интернет, доступных для всех жителей города. В рамках проекта два сотрудника департамента информационно-аналитической работы администрации г. Нижнего Новгорода прошли стажировку в муниципалитетах городов Болонья и Тампере. Участвуя в трехстороннем проекте, стажеры получили уникальную возможность • сравнить принципы взаимодействия администрации и населения двух европейских городов; • выделить общее и различное, сформулировать существенное; • понять, как используется интернет для информационного взаимодействия муниципалитета с жителями города. В рамках проекта создан и успешно развивается официальный информационный сервер администрации г. Нижнего Новгорода, его адрес: www.admcity.nnov.ru. На сайте представлена подробная информация о департаментах и районных администрациях, регулярно обновляется база правовых документов городской администрации и городской думы. Ежеквартально обновляется статистика по социально-экономическому положению в городе, опубликовано много информации о Нижнем Новгороде. Успешно работает прямая связь с руководством города: жители посылают свои вопросы мэру и вице-мэрам, и в течении 3-15 дней (в зависимости от сложности вопроса) получают развернутый ответ. Размещены часто задаваемые вопросы к администрации и ответы на них. Создана горячая линия для предпринимателей. На вопросы жителей отвечают помощники вице-мэров и департамент пр