Задание: Классифицировать продукты, товары, услуги по 4 типам: Парк - 2 Услуги пожарной службы - 4 Муниципальная квартира - 3 Лес-2 Радио - 4 Река - 2 Здравоохранение - 4 Отопление - 3 Ювелирные изделия - 1 Интернет - 3 Образование - 4 Дороги и тротуары - 2 или 3 Дача - 1 Газоснабжение - 3 Личный автомобиль - 1 Озеро - 2 Библиотека - 3 Телефон - 3 12 3 4 Частные, общедоступные, совместнооплачиваемые, коллективные. Существует 10 типов (механизмов) донесения товаров, работ и услуг до населения: 1. Муниципальная услуга- муниц. образование выступает как производитель и как распорядитель услуги, доставка услуги с взиманием платы или без нее осуществляется органами местного самоуправления, использующих своих служащих (вся деят-ть мун. предприятий - мун. кладбища, водоснабжение и т.д) 2. Продажа УСЛУГ органами местного самоуправления. Физическое или юрид. лицо (частная компания) является распорядителем, а мун. образование -производителем (оплата милицейских услуг на частном предприятии) 3. Муниципальное соглашение - одно муниципальное образование является ' производителем, а другое распорядителем (покупка одним мун. образованием пожарных услуг у соседнего мун. образования) 4. Контракт - органы местного самоуправления заключ. соглашение (контракт) с частными фирмами или некоммерческими организациями на доставку Т и У. в таком механизме частник является производителем, а мун. образ-е - распорядитель, который платит производителю. Разновидностью контракта явл- ся - мун. заказ. 5. Привилегия. В услуги основанные на привилегии, мун. образования не явл. распорядителем, а частная фирмопроизводителем, но за услуги платит потребитель (н: автобусные перевозки, телефон, такси и т.д) 6. Дотация. Частная фирма - производитель, мун. образование и потребитель явл. сораспорядителями - они выбирают определенных производителей, из которых потребитель выбирает наиболее подходящую. Обычно оплачивается и мун. образованием и потребителем (учереждения культуры, дешевое жилье) 7. Гарантии. Частник явл-ся производителем, мун. образование платит производителю и при этом потребитель субсидируется. Система гарантии альтернативна системе дотаций (жилищные ваучеры, система перевозок, продуктовые талоны) 8. Рынок. Потребитель сам организует процесс обеспечения товарами или услугами и выбирает производителя - частника. 9. Добровольные услуги, распорядителем и производителем явл-ся добровольная ассоциация (религиозная ассоциация) 10.Самообслуживание. Механизмы с 8 по 10 не имеют прямого отношения к мун. хоз-ву. Характеристика различных механизмов
Характеристика типов МЕХАНИЗМЫ
Мун.ус л Прод.ус л Мун.сог л Конт Р Приви л Дота ц Гаран т Ры н Добр.ус л Самообс л 1 .требует много сторонних производителей _ _ _ + _ _ — + . _ 2.допускает и способствует развитию конкуренции - - - + + + + + - - 3.отзывчивость к потребителю - + - - + + + + + 4.способствует перераспределени ю + _ + + _ + + . + _ 5.соотносит затраты и блага - + + + + + + + + + 6.ограничивает численность гос. служащих - - _ + + + + + + + Реализация механизмов донесения ТиУ до населения в сфере образования. 1. Муниципальная услуга. (заказчик - мун. образование, исполнитель - мун. образование, потребитель -население) Н: мун. школа 2. Продажа услуг органам местного самоуправления. (производитель - мун. образование, распорядитель - частная организация, потребитель - население) Н: курсы повышения квалификации. 3. Мун. соглашение. (производитель - мун. образование одно, распорядитель - другое мун. образование)!!: транспортир, школьников из села где нет школы, в село, где она есть. 4.Контракт. (производитель - частная фирма, распорядитель) Н: заказ на издание учебников. 5. Привилегия. (производитель - частная фирма, распорядитель - мун. образование, потребитель - население) Н: питание школьников (частная фирма производит еду, оплачивают родители) 6. Дотация. (производитель - частная фирма, распорядитель, потребитель - население) Н: 7.Гарантии. Оплачивает кто то (Производитель - частная фирма, распорядитель - мун. образование, потребитель население) Н: для социально незащищенных слоев, для их детей, питание в слоев. 8.Рынок строительство стоянки, частная школа. 9.Добровольные услуги. Н: семинары, церковные школы 10. Самообслуживание. Н: домашнее обучение Механизмы донесения ТиУ до населения, в сфере благоустройства города. Под ресурсами мун. хоз-ва понимается совокупность всех возможностей территорий мун. образования распоряжение которыми внесено компетенцией местного самоуправления данного мун. хоз-ва К наиболее важным ресурсам мун. хоз-ва относят: 1. природные 2. трудовые 3. правовые 4. производственно-финансовый потенциал 1 .Природные ресурсы. В мун. собственности могут находится не предоставленные в мун. собственность следующие заемные участки: 1) Земли особо охраняемых водных территорий местного значения, вкл. водный фон находящийся в собственности мун. образования (Н: оз. Светлояр) 2) Земли с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики и т.д. если на этих землях находится недвижимое имущество, находящееся в мун. собственности, или под этими землями расположены участки недр местного значения (земли мун. учреждений) 3) Земли запаса в границах мун. образований, если на них не расположено недвижимое имущество, находящееся в частной или гос. собственности. Природные ресурсы приносят ренту. Природную ренту от нефти и газа целесообразно аккумулировать на федеральном уровне, чтобы обеспечить контроль при экспортных сделках. Плату за землю нецелесообразно направлять в мун. бюджеты, т к органы местного самоуправления эффективно смогут контролировать эти платежи. 2.Трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы - часть населения мун. образования, способная участвовать в народном хоз-ве. Т.р. характеризуют потенциальную массу живого труда которым располагает мун. образование (жен. 16-55; муж. 16-60 лет) Т.р. мун. хоз-ва это население трудоспособного возраста. Деятельность органов власти местного самоуправления должна быть направлена на создание благоприятных условий: лечение, проживание, обучение населения. J 3.Правовые ресурсы Источником п.р. служит мун. право и нормативно-правовые акты, которые наделяют муниципалитет полномочиями в экономической и соц-х сферах. 4. Производственно-финансовый потенциал Совокупность всех мун. учреждений, которые обеспечивают производство определенных ТиУ. Производственный сектор обеспечивает производственное и соц-е обслуживание местного населения, используя потенциал предприятий и учреждений. Направленность их действий определяет отраслевую структуру городского и сельского хоз-ва, которое вкл. в себя след. подотрасли: 1. электрические тепловые сети 2. водоснабжение и водоотведение 3. ремонт и содержание дорог 4. транспортное обслуживание и складские услуги 5. содержание городских свалок и спец. Автобазы по вывозу мусора 6. ремонт и тех. обслуживание жилищного хоз-ва 7. общественное питание (обсл. школ, дет. садов, больниц) 8. торговая сеть (вкл. магазины, рынки) 9. предприятия ритуальных услуг 10.заказчик строительства 11. сектор обмена и продажи жилой недвижимости 12.мун. гостиницы и туризм 13. у с луги связи 14.обеспечение общественной безопасности населения 15. образование 16. здравоохранение 17.соц. защита населения 18.обслуживание отдыха отраслей культуры и спорта Муниципальная организация. В ГК РФ предусмотрено 2 вида мун. органицаций: - муниципальные предприятия - муниципальные учреждения Мун. предприятия как организационно правовая форма, являются унитарными и принадлежат к мун. образованию Ф-ции собственника исполняют органы местного самоуправления которые имеют право выбирать любой путь развития мун. предприятия в «Г действующего законодательства. рамках 2. 3. 4. Мун. образование как учредитель мун. предприятия имеет право-1. на создание предприятия, его реорганизацию и ликвидацию на определение предмета и цели деятельности предприятия на назначение руководителя мун. предприятия, на контроль, за использованием по назначению и созданию принадлежащего предприятию имущества. Принципы создания мун. предпр: 1. для использования имущества, приватизация которого запрещена 2. осуществление деятельности в целях решения соц. задач в т ч реализации ТиУ по min. ценам. ' 3. ведение убыточных производств и осуществление отдельных датируемых видов деятельности. 4. преобладающая или значительная часть продукции, работ или услуг обТоВв°аДнияеННЫХ МУН' ПР6ДПР' Предназначенных Для нужд мун. ' ^ппГ10 ПРаВ°ВОЙ И Х°3"Н0Й самостоятельности мун. предпр. Делят на 3 iруины. 1. не наделенные ни правовой ни хоз-ной самостоятельностью имеют собственные органы управления, но по существу являются подразделением местной администрации. Их доходы и расходы интегрированы в местный бюджеты и они функционируют на основе указаний местного самоуправления 2. имеющие хоз-ную стоимость, юр. Статус, они сведены из структуры администрации, но наиболее важное решение по их деятельности принимает администрация. В местном бюджете отражаются результаты финансовой деятельности Выручка не покрывает издержек, т.к. цены устанавливают местные власти (предприятия транспорта, связи, ЖКХ). Источниками их финансирования служат средства местного бюджета и потребители работ или услуг данного предпр 3. действующие полностью на коммерческой основе эти предприятия выводятся из орг. структуры органами, передаются в доверительное управление менеджерам и реализуют продукцию по рыночным ценам. Могут иметь организационно-правовую форму АО. Показатели производственно-финансового состояния и перспектив развития мун. предприятия являются: 1. среднегодовая численность работающих на предприятии. 2. объем производства продукции, работ, услуг в натуральном выражении, в т.ч. на экспорт. 3. объем производства в стоимостном выражении (без НДС и акцизов) 4. темпы роста к предыдущему году сопоставленных к ценам (в%) 5. балансовая стоимость основных средств (первоначальная, остаточная, восстановительная) 6. износ ОС в %. Кизн=износ/первонач. ст-ть 7. объем инвестиций в основной капитал. В целом и в том числе финансир. за свой счет амортизация, за счет средств бюджета и за счет привлеченных источников. 8. ввод в действие производственных мощностей (в единицах готовой продукции) 9. создание дополнительных рабочих мест
10. фонд оплаты труда 11. прибыль (убыток) 12. дебиторская зад-ть 13. кредиторская задолженность 14. чистые активы (оборотные активы - краткосрочные обязательства) 15. прибыль, подлежащая перечислению в местный бюджет, а для мун. учрежд. Дивиденды подлежат перечислению в местный бюджет. В настоящее время правительство РФ предполагает сокращение числа мун. предпр. С использованием 2-х путей ликвидации: 1) отчуждение непрофильных активов в соответствии с законом о приватизации, или продажа предприятия за любую цену. 2) преобразование в мун. учрежд. с правом ведения хоз-ной деят-ти с целью получения дохода сверхустановленной суммы сметы. Муниципальные учреждения. МУ - некоммерч. орг-я финансируемая за счет местного регионального бюджета. На них не распространяются требования рыночной доходности, их продукция коллективное благо (здоровье граждан, доступность образования, общественная безопасность) МУ создается для удовлетворения спец-х, благотворит-х, культурных, образовательных, научных и управленч-х целей. Для охраны здоровья граждан, развития физ-ры, удовлетворения духовных и др. потребностей граждан и организций, защиты прав, разрешения споров и конфликтов, оказание юр. Помощи и в др. целях, направлены на достижение общественных благ. Создание МУ осуществляется по решению органа местного самоуправления, которое утверждает устав организации. Источники формирования: 1. регулярные, единовременные поступления из местного бюджета. 2. добровольные имущественные взносы и пожертвования. 3. выручка от реализации работ, ТиУ. 4. дивиденды и % полученные по ц. б. и вкладам. 5. доходы, полученные от собственности МУ. 6. другие, незапрещенные законом поступления. Органы местного самоуправления могут оказывать МУ эк-кую поддержку в следующих формах: 1. путем предоставления льгот по уплате налогов и платежей МУ. 2. путем предоставления полного или частичного освобождения оплаты за пользование мун. имуществом. 3. путем предоставления льгот по уплате налогов гражданам и юр. лицам, оказывают материальную МУ. Муниципальный заказ. Рыночная среда требует новых механизмов, работая в мун. образованиях. С одной стороны - недостаток бюджетного финансировании я заставляет их увеличить роль платных услуг. С другой стороны - учреждения мало заинтересованы в рациональном использовании имеющихся ресурсов и ограниченных в самостоятельное распоряжение ими. Поэтому сметное финансирование МО замен. Финансированием мун. заказа. Размещение мун. заказа осуществляется 2-мя способами: 1)путем проведения товаров на конкурсной основе/ с аукциона. 2)без проведения торгов Под конкурсом понимают торги, кот. Закрытый конкурс проводится при размещении заказа на товары, работы и услуги, сведения о которых составляют гос. тайну. Под аукционом понимают торги, победителем которых признается лицо, предложившее наимен. цену контракта. Если начальная сумма не превышает 500 00руб. то аукцион может проводиться в электронной форме через Интернет. Аукцион проводят путем снижения начальной цены контр, шаговым аукц. В размере 5% начальной цены. Без проведения торгов размещение мун. заказа может осуществляться Под запросом котировок цен понимают способ размещения заказа при котором инфо. о потребности раб, ТиУ сообщается неограниченному числу лиц путем размещения на одноименном сайте МО. Победитель призн. Участник предложивший наиболее низкую цену контракта. Этот способ не применяют, если цена контракта не превышает 250 000руб. Размещение у единственного поставщика, возможно в следующих случаях: 1. к поставке относятся в сфере деятельности естеств. Монополист. 2. осуществляются поставки культурных ценностей (обеспечение охраной) 3. работы, услуги м.б. выполнены только органами исполнительной власти, подведомственными или гос. органами. 4. когда применение других форм мун. заказа нецелесообразно. 5. заказы на поставку биржевых товаров на сумму более 5 000 000руб. могут размещаться на товарных биржах. Социальная сфера муниципального хозяйства. Деят-ть мун. сектора заключается в реализации общегосударственной мун политики через МО. Соц. услуги представляет орган власти самостоятельно или через подведомственные органы, а так же другие предприятия безвозмездно, по регулируемым ценам в области здравоохранения, образования, культуры, соц. защиты населения и т.д. Обобщающим показателем развития соц. сферы служит повышение уровня жизни, рост денежных доходов населения, сокращение доходов между слоями населения. Соц. обеспечение вкл: ^стимулирование стоимостной, оплачиваемой трудовой деятельности. 2)предотвращение соц. рисков и компенсация доходов с помощью механизма соц. страхования. 3) предоставление соц. помощи уязвимым группам населения не явл-ся участниками системы страхования. 4)организация доступа граждан к образованию и мед. помощи. Соц. сфера вкл. совокупность отраслей, удовлетворяющих потребностям жизнедеятельности человека. Каждая из отраслей соц. характеризуется специфическим показателем развития. В жилом хоз-ве - размер жилой помощи приходится на 1 человека; в коммун, хоз-ве - размер оборудуемой жилой площади приходится на 1 человека. В образовании - число учащихся всех видов; в здравоохранении число больных коек. В транспортной сфере - пассажирооборот; в зрелищных видах искусства - число мест в зрительных залах. В настоящее время полномочия органов местного самоуправления вкл: 1. орган оказания скорой мед. помощи (за искл. санитарной авиации), первично -медико-санитарная помощь в поликлиниках, больницах. Мед. помощь женщинам во время беременности и после родов. 2. органы предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам, начального, среднего образования. 3. организация предоставления предоставление бесплатного дошкольного воспитания. 4. организация отдыха детей в каникулы. 5. организация ритуальных услуг и
|