Введение Ни одна из существующих отраслей в России не имеет столько проблем как сельское хозяйство. Это и экономические: проблемы высокой себестоимости продукции, проблемы сбыта, низкой оплаты труда в отдельных хозяйствах, и социальные проблемы русской деревни: алкоголизм, «старение» и вымирание населения, проблемы частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения и многие, многие другие. Кроме того, эта отрасль является важнейшей. Она обеспечивает продовольственную безопасность страны и от положения дел в сельском хозяйстве зависит насколько страна может быть независимой и спокойной в том плане, что если вдруг возникнет какой - нибудь экономический или социальный конфликт между государством и сопредельными с ним государствами или блоками государств, то страна самостоятельно сможет обеспечить себя необходимым продовольствием. В нашей стране сельское хозяйство - это вторая отрасль материального производства, где занято 15 % всего населения страны. Правительство РФ, как известно неоднократно заявляло о стремлении вступить во Всемирную Торговую Организацию, что не может не повлиять на уровень господдержки сельскохозяйственного сектора, а также на больший объем импортной продукции, которая хлынет на незащищенных Российский рынок. Поэтому, считаю, что модернизация сельскохозяйственной отрасли просто необходима, от этого зависит не только выживание отрасли, а значит и жизнь большого числа россиян, но и независимость нашей страны.
Структура и численность сельскохозяйственной отрасли. Госкомстат России относит к отрасли «сельское хозяйство» подсобные хозяйства, сады (14,6 млн. семей) и огороды (4,4 млн. семей), а также, действующие организации (около 24,2 тыс.) и фермерские хозяйства (около 264 тыс.) «Подсобные хозяйства» – это огороды, сады, приусадебные участки, 6 соток на дачах и многое, многое другое, что имеется у физических лиц – граждан нашей страны. У нас более половины продукции сельского хозяйства производится на огородах и подсобных участках населения, хотя в распоряжении таких хозяйств находится лишь 6,1% общей площади сельскохозяйственных угодий. Поэтому производительность труда здесь намного выше средней, что свидетельствует о более высокой заинтересованности частника в отдачи от своего маленького участка. Следует выделять подсобные хозяйства дачников, т.е. лиц имеющих дачи и проживающих в городе и подсобные хозяйства сельских жителей. Дачники в большинстве своем производят сельхоз продукцию для собственного потребления, сельское население часть продукции реализует самостоятельно, либо при помощи посредников. «Фермерские хозяйства» – хозяйства, созданные фермерами. Они разнородны по своему составу, наличному капиталу, рентабельности. Не смотря на некоторые проблемы, с которыми сталкиваются фермеры, фермерские хозяйства с каждым годом более всех остальных увеличивают объем производимой продукции причем в большей степени за счет интенсивного прироста Таблица 1 Динамика индексов физического объема продукции, в % к предыдущему году 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 Всего сельское хозяйство 92 94,9 101,5 86,8 104,1 107,7 107,5 101,5 сельскохозяйственные организации 84,6 89,9 102,4 78,5 105,4 106,5 111,1 101,9 хозяйства населения 103,4 100,4 99,4 94,6 102,9 108 103 100,1 крестьянские (фермерские) хозяйства 97,4 95,2 126,3 80,2 116,6 121,5 136,1 116,6
«Сельскохозяйственные организации» - это в большинстве своем бывшие колхозы, которые сначала были преобразованы в кооперативы затем в коммерческие организации (ООО, ЗАО, КТ и т.д.) Оценивать эффективность таких организаций трудно. Можно только заметить, что наряду с нефункционирующими и убыточными организациями, есть и прибыльные, крепко стоящие на ногах. А с 2000 года у них наблюдается некоторый рост объема продукции. По данным Департамента экономичес¬ких программ и анализа Министерства сель¬ского хозяйства Российской Федерации, в России на начало 2005года. функционировало 27420 сельхозорганизаций (в 2000 г. — 28480), из которых 66,5% являлись прибыльными Доля прибыльных хозяйств растет (в 2003 г. - 50, в 2000 г. - 47%) , Но положительные результаты эти результаты в большинстве своем достигаются из-за чистого субсидирования со стороны государства.
Основные проблемы сельскохозяйственной отрасли
Высокие затраты на производство продукции В чем причины малой прибыльности предприятий сельскохозяйственной отрасли? Одна из них – это деспаритет между ценами на про¬дукцию сельского хозяйства и ресурсы промышленного производства, потребля¬емые сельхозпредприятиями. Так, индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию в 2004г. к 2003 г. составил 117,7%, а на продукцию и услуги промышленности, по¬требляемые в агропроизводстве, — 133,6% Систематически растут издержки сельхозпроизводства. По предваритель¬ным данным, себестоимость товаров, продукции, работ и услуг сельскохозяй¬ственных организаций в 2004 г. была 361,8 млрд. руб. (в 2003 г. — 345,3 млрд., в 2000 г. — 216,5 млрд. руб. Производ¬ство мяса птицы в 2004 г. оказывалось рентабельным лишь при его промышлен¬ной переработке (1,5%, а в предыдущие 4 года было убыточным). Отрицательную рентабельность имело мясо крупного ро-гатого скота (в 2004 г. -27%, в 2000 г. -29,7%), свинина (соответственно -0,9 и -24,4%), а также производство шерсти (соответственно -44,3 и -50,5%). Если се¬бестоимость единицы реализованной про¬дукции по сравнению с ценой реализации в 2004 г. была ниже в зернопроизводстве на 27,8%, в производстве семян подсол¬нечника — на 44,1, сахарной свеклы — на 10, молока — на 16,5 и яиц — на 11,2%, то себестоимость единицы при¬роста живой массы крупного рогатого скота в 1,5 раза, мяса свиней — на 1,3%, а шерсти — почти в 1,8 раза выше их цен реализации. Совершенно очевидно, что при таком соотношении издержек произ¬водства и цен реализации животноводчес¬кая продукция не может быть рентабель¬ной и не случайно наибольший спад по¬головья скота в сельскохозяйственных организациях . Почему такое происходит - производители промышленной продукции (в т.ч. и нефтяной промышленности) имея такую возможность, стремятся к повышению цен на внутреннем рынке на уровень мировых. Рынок сельскохозяйственной продукции в силу важности, а также из специфических особенностей не является в полной степени свободным. Производители очень зависят от закупочных цен на свой продукт, и соответственно от государственной политики, а также от услуг посреднических фирм. Существенное повышение цен на продовольственные товары может привести к уменьшению реальных доходов населения и ударит в первую очередь по малоимущим слоям. Поэтому государству в данный момент выгоднее выплачивать сельхозпредприятиям субсидии, нежели регулировать уровень закупочных цен в сторону увеличения. Так субсидии в сельское хозяйство в 2006 году увеличились в 1,5 раза и в целом благодаря субсидиям хозяйства и выживают
Еще одна причина неэффективная организация производства в хозяйствах, а вернее иногда полное её отсутствие. Так, например, производительность труда в сельском хозяйстве в Нижегородской области составляет 3,2% от производительности труда в сельском хозяйстве США . Все еще высока доля предприятий вообще не функционирующих, а также имеющих большой убыток, хозяйств, которые функционируют только благодаря поддержке из вне, являясь безальтернативным источником рабочих мест в сельских населенных пунктах. Дает знать о себе и низкая капиталовооруженность хозяйств. Фермерские хозяйства часто не располагают необходимой техникой и не имеют возможности для её приобретения, а большая доля техники, имеющаяся в распоряжении бывших колхозов, физически и морально устарела, ее эксплуатация с частыми ремонтами лишь увеличивает себестоимость продукции
Парк основных видов техники в агропредприятиях России (на конец года), тыс. ед.
Проблема сбыта Хозяйства желающие сбыть свой продукт имеют большие проблемы, связанные с не урегулированием системы продовольственных рынков и засильем на них перекупщиков, которые продают продукцию порой в несколько раз дороже закупочной цены у производителей. Особенно это касается крупных городов, где традиционно складываются более высокие цены на продовольственные товары. Доступ же производителям на рынок закрыт целым рядом барьеров, в большинстве своем незаконных. Кроме того действия хозяйств несогласованны и они не в состоянии защищать свои права В результате производитель, имеющий и без того высокие издержки производства вынужден продавать свой продукт по цене ниже рыночной Неурегулированное законодательство До сих пор нет четкого решения по собственности на землю сельскохозяйственного назначения, что мешает привлечению инвесторов не любящих условия неопределенности.
Модернизация сельского хозяйства
Считаю, что к проблемам в сельском хозяйстве нужно подходить системно, принимать во внимание множество факторов, учитывать интересы всех присутствующих в отрасли участников, давая возможность развиваться в рыночной среде. «Подсобные хозяйства» - являются источником обеспечения граждан продуктами питания для собственного потребления и источником их дополнительных доходов. Проблемы «подсобных хозяйств» в первую очередь связаны со сбытом. Большую часть прибыли они теряют, отдавая перекупщикам. Необходимо создать условия, оказывать помощь в создании и функционировании объединениям граждан (кооперативам и прочим) по сбыту своей продукции. Действуя сообща, находя долгосрочных заказчиков, «подсобные хозяйства» тем самым откажутся от услуг посредников. Также не мало важно урегулировать ситуацию на рынках крупных городов, дав возможность фермерам и гражданам самостоятельно сбывать свою продукцию. Тем самым, органы власти убивают двух зайцев: производители получают больший доход, а покупатели в основном малоимущие граждане продукты питания по меньшим ценам. Те же проблемы касаются и «фермерских хозяйств» - являющихся основными локомотивами прироста производительности труда в отрасли. Но «фермерские кооперативы», как объединения фермеров по региональному или отраслевому принципу должны выполнять и другие функции. В первую очередь функцию взаимовыручки. Так как большинство территории нашей страны находится в зоне рискованного земледелия, от неурожаев не застрахован никто, даже эффективный собственник. В связи с этим без кооперативов становится трудно осуществлять ипотечное кредитование, предусмотренное в национальном проекте «развитие АПК». Кроме того, кооператив, представляя собой реальную силу должен защищать фермеров от посягательств со стороны местных властей. В фермерской среде часто обнаруживается нехватка капитальных ресурсов и техники, поэтому необходимо кредитование фермеров льготными кредитами. Большие проблемы возникают и у «сельскохозяйственных организаций» льготное кредитование большого числа ряда которых, не приведет к желаемому результату – повышению производительности Им необходима комплексная модернизация. К тому же сама кредиторская задолженность у бывших колхозов достаточно высока. К концу 2004 года она составила 20, 8 % от выручки. Но те же «сельскохозяйственные организации» играют значительную роль в жизни сельских населенных пунктов, без их существования, быть может, российская деревня и село, как тип поселения, просто бы исчезли с лица земли. Кроме того, бывшие колхозы заполняют нишу самых убыточных производств сельскохозяйственной продукции, например, очень высока доля сельскохозяйственных организаций в товарном производстве молока. Каковы основные направления модернизации колхозов - банкротов? В первую очередь это привлечение инвесторов и передача убыточных хозяйств в руки эффективных собственников. Потенциально сельскохозяйственные организации должны стать частью больших предприятий полного цикла по производству и переработки сельскохозяйственной продукции или высокоспециализированными и технически оснащенными хозяйствами производящими большой объем сельскохозяйственной продукции с высокой производительностью труда. Но привлечение инвесторов и собственников – дело достаточно сложное, ведь прибыльность в сельском хозяйстве низкая, и если их и заинтересуют хозяйства, то только самые крепкие и эффективные. Государство может предоставлять налоговые льготы собственникам или организациям, производящим продукты переработки сельскохозяйственной продукции, имеющих в своих подразделениях - сельскохозяйственные организации. О национальном проекте «Развитие АПК»
Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» и « Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. Основные действия по выполнению проекта - предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению национального проекта, субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным хозяйствами в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России, расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов. Национальному проекту уже год и в целом результаты имеются достаточно весомые результаты.